УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
бесчестный поступок не пойдет. Следует отметить его необы чайную тактичность по отношению к Наталье Богдановне, а вот с Кайдановым он хитер и беспощаден. Он возмущен его грубостью, бесцеремонностью, хамством. Характер Вост- ронюхова, несмотря на незаконченность пьесы, вырисовы вается довольно отчетливо. Колоритность этой фигуры создается исключительно средствами языка. Служба буфет чиком выработала определенные особенности в его речи, вроде обращения: «Прошу извинения», «вы изволили ска зать», «сударь» и т. п. В его лексике много просторечий. «Что мог приобрести, приобретал, Аркадий Тимофеевич,— говорит он Полянскому.—Не могу роптать на бога. Но тоже п дети, Аркадий Тимофеевич. Глашеньку отдаю замуж. Расходы-с. Жених-то еще только начинает оперяться. Нель зя, надобно поддержать на первый раз. Определил его на должность, — это сколько стоило-с (вздыхает). Совсем ото щал карманом, Аркадий Тимофеевич» (XIII, 551). Успокаи вая Наталью Богдановну после ее обморока, он тактично предупреждает: «А на счет меня будьте без сомнения: как бы нет у меня ни глаз, ни языка, и особенно при моем рас положении к Аркадию Тимофеевичу» (XIII, 555). В разговоре же с Кайдановым он то сознательно употребит грубые слова («хвост-то грязноват остался», «захлюстаешь»), то впадет в ложный пафос с целью ввести в заблуждение неприятного ему человека. «Стар я, сударь, чтобы обманывать! — говорит он ему.—Помню, к чему мое дело Приближается: перед бога предстать, всеведущего судию» (XIII, 560). Услужливость и расторопность Востронюхова не следует считать признаком лакейской угодливости. С честными людь ми он и сам честен, с беззаконниками и сам готов нарушить закон. Когда Кайданов назвал его мошенником, Востронюхов с достоинством ответил: «А мошенником себя называть я не позволю вам, сударь; не за что. Я делаю все, как совесть велит» (XIII, 565). При создании образов Востронюхова и его зятя Правед- нева, автор использовал и имена-маски, которые вполне отвечали содержанию их характеров. Нам неизвестно, в какой последовательности создавались пьесы Чернышевского, а потому и нет возможности судить, насколько быстро совершенствовался талант писателя и в этом жанре. Можно только со всею определенностью сказать, что по мастерству интриги, по живости и динамич ности диалога, по яркости языка небольшую миниатюру 190
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=