УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

вами из «высокого»» стиля и меняется в зависимости от того, с кем и о чем он говорит. Выражая свое пренебрежительное отношение к Востронюхову и Праведневу, Кайданов употреб­ ляет слова: мошенничество, предательство, разбой, подлость, врешь и т. д. Фразы его во время торга о размере взятки необычно точны и коротки: «Сколько же?», «С ума со­ шел!», «Это обнаружится», «Это разъяснится» и т. п. В раз­ говоре с Полянским, как равным себе, он силится выдержать тон благородного человека, употребляя выражения: «Мило­ стивый государь», «обращаюсь к вам, как благородны!! человек к благородному», «чувство деликатности, великоду­ шия» и др. Но стоит ему заговорить о поклонниках жены, как сразу же исчезает «благородный» тон. Наглая самоуве­ ренность сквозит в каждой его фразе, когда он отвечает на признания Полянского о своем уважении к Наталье Богда­ новне. «Уважать ее сердце,— уважайте и благоговейте, доб­ рейший Аркадий Тимофеевич, сколько вашей душе угодно, от этого мне ни тепло, ни холодно,—ха, ха, ха! Но если вы честный человек, то надеюсь перестанете ухаживать за нею» и т. д. (XIII, 563). В его употреблении слова «честный чело­ век», «благоговеть», «благодетель» ставятся в один ряд со словами «поскользнулась», «заартачится», «мое дело чистое» и тем самым опошляется. Кайданов, лицемеря, способен подняться до патетики, обвиняя Полянского в отсутствии чувства гуманности, порядочности. «Теперь жена моя будет знать, какими глазами смотреть на вас! — говорит он.—Для пошлого волокитства, вам не жаль губить 30 человек! Хорош обожатель! Можно полагаться на искренность и честность такого человека!» (XIII, 563). Итак, мошенник и шантажист, применяющий мертвую хватку по отношению к своим жерт­ вам, заговорил о благородстве, честности, искренности. Кай­ данов не только смешон и отвратителен, но и страшен в своей жестокости и бессердечности. Этими сторонами сво­ его характера он предвосхищает некоторые черты Иудушки Головлева. Кайдановы несут страдания, бедствия и унижения людям, попавшим в зависимость от них. Драматическая линия сю­ жета связана с положительными персонажами: Полянским и Натальей Богдановной. В лице Полянского мы находим не водевильный образ хитрого и находчивого соблазнителя, любовь, для него не игра и развлечение, а глубокое, искрен­ нее чувство. В сохранившейся части пьесы Полянский пока­ зан в плане личной жизни, но принадлежность его к тру- 187

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=