УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
Городищев, который называет ее здоровенной бабой и срав нивает с коровой. Тот же Иннокентиев, считая Карелину необычайно одаренной женщиной, со священным трепетом, как драгоценные реликвии, несет ее альбом, страницы кото рого покрыты какою-то мазней. Источником комического может стать и недогадливость героя, проистекающая от его тупости. Так, например, Горо- дищеву важно было узнать, нравится ли Надя Румянцеву, чтобы предложить последнему жениться на ней. Но Румян цев не понимает, с какой целью его расспрашивает и начинает доказывать обратное: «Разрази меня господь, на этом самом месте, ежели вру», «лопни мои глаза и утроба» и т. д. Иногда комический эффект возникает из превратного истолкования Иннокентиевым фактов, явлений и зрителю очевидна вся нелепость его переосмыслений генеалогии Карелиных и Серпуховых. В некоторых случаях двуликость и ханжество Карелиной, лицемерие и болтливость Городи- щева автор подчеркивает путем резкого перехода героев от одного состояния к другому. Эти «скачки» вызывают смех, звучащий как приговор над ничтожными людьми. В таком духе построено объяснение Агнесы Ростиславовны с Горо- дищевым и поведение Городищева при Карелиной и без нее. Комическое вызывается также путем словесных несооб разностей или резкостью выражений. Так, про попа Петра Румянцев говорит: «Усекновения главы Иоанна Предтечи поп-с». Это оказывается такой поп, который «за пятьдесят целковых готов на веревке вести около налоя» (XIII, 609). ■ «Мастерица варить кашу» принадлежит к жанру комедии характеров, именно характеры являются носителями всего смешного, уродливого. Для большей резкости писатель иногда сгущает отрицательные черты, заостряет их, доводя до шаржа, например: лубочные маски при создании обра за Карелиной (неподвижность ее «морды», односложные фразы и др.), автоматичность Румянцева (весь поглощен своей внешностью), псевдонаучность Сидора Ивановича. Определяя отличительные особенности драматургии, Горький писал: «Пьеса — драма, комедия—самаятрудная форма литературы, — трудная потому, что пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризова лась и словом и делом самосильно, без подсказывания со стороны автора» Г 'Однако и в драматическом произведе- 1 М. Г о р ь к и й , Собр. соч. в 30-ти томах, т. 26, ГИХЛ, 1953, стр. 411.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=