УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

иногда прерываются репликами в сторону и ремарками, тем самым автор стремится предохранить зрителя от заблужде­ ния, разъясняя их истинный смысл. Отличительная особенность диалога Чернышевского состоит в его смысловой ясности, в политической целенаправленности, что не исключает типизации и индивидуализации речи действу­ ющих лицТ В сатирических образах комедии Чернышевский выделяет ведущие черты, определяющие признаки, которые на протяже­ нии всей комедии остаются неизменными, а изменяется лишь поведение героев в зависимости от обстановки, в которой они действуют. Устойчивость этих признаков объясняется тем, что автор обличал не отдельные пороки паразитического об­ щества, а брал сами социальные устои, руководящие прин­ ципы или «совокупность явлений», как говорил Щедрин2. При всем многообразии средств выражения Комического основным приемом остается несоответствие формы и содер­ жания: того, что думают и говорят о себе герои, чем они хотят казаться, с одной стороны, и того, что они на самом деле представляют из себя, с другой. Так, например, Агнеса Ростиславовна свою доброту, внимательность и чувствитель­ ность выражает тем, что восхищается козявочкой, кормит рыбок, награждает рыбака Семку, что может вызвать лишь снисходительную улыбку, тогда как грубое, издевательское отношение к Наде и другим подвластным ей людям обна­ руживает подлинное лицо жестокой женщины, тупицы и тем самым сводит на нет ее «благородные» поступки. Этот же прием используется при раскрытии образа Горо- дищева. Он склонен о пустяках говорить, как о чем-то важ­ ном, значительном. Достаточно вспомнить его обращение' к Наде по поводу «подарка» Агнесы Ростиславовны: «Ты понимаешь, Наденька: она дарит тебе ту самую конфетку, которую кушала сама» (XIII, 572). Он с серьезным видом ломает голову над тем, как примирить «диэтетику» с волен своей повелительницы. Иногда комическое возникает в результате превратного представления одних персонажей о других. Так, Сидор Ива­ нович считает Агнесу Ростиславовну женщиной с хрупким организмом и нежной натурой, тогда как ближе к истине 1 О речевой характеристике персонажей мы говорили в связи с идей­ ным анализом пьесы. 2 Н. Ще д р и н , Поли, собр. соч., т. 13, ГИХЛ, М., 1939, стр. 266. 182

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=