УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
| Действие в комедии «Мастерица варить кашу» развивается ■стремительно. Борьба разгорается вокруг Нади, за влияние на нее, а это в свою очередь определяет ее поведение. В пьесе нет ни лишних сцен, ни лишних героев, все они подчинены об щему замыслу драматурга. В раскрытии идейного смысла комедии большую роль играет ее подтекст. Вообще этот прием применялся еще до выступления Чернышевского Тургеневым, Щедриным и др. пи сателями К Вскрытие подтекста в комедии Чернышевского помогает прежде всего уяснить общественно-политическую стЪрону в жизни действующих лиц. Так, еще до появления на сцене Агне сы Ростиславовны становится понятно, что она не одобрит бра ка Нади с Клементьевым. Чем это вызвано? Боязнью остаться без преданной служанки или просто причудами капризной женщины? Нет, причина кроется в чем-то другом. Помещица выносит половинчатое решение: выдать Надю Н замуж, по оставить ее в зависимом положении, т. е. она по- прежнему будет служанкой. Аллегорический смысл этого ме- ! ста комедии следует, очевидно, понимать как перевод крестьян ' на положение временно-обязанных. Конфликт не разрешен. Это чувствует и сама Карелина, потому-то у Нее появляется другой план: обманным путем повенчать Надю с Румянцевым. Непрошенное вмешательство Сидора Ивановича и обморок Нади на время задерживают осуществление коварного плана, а затем наступает развязка. Здесь обе сюжетные линии ( .лич ная и общественная) сливаются воедино: раскрывается тайца преступления, обнаруживается законный наследник и тем са мым устраняются всякие препятствия для заключения брака. Развязка комедии, таким образом, подготовлена логикой со бытий. Развитию действия во многом способствует диалог, по сравнению с которым монологи занимают в комедии незначи- ’ тельное место, хотя функция их исключительна важна. Так, например, страстное признание Клементьева, обращенное к Наде, помогает раскрыть глубину и благородство его чувства, чистоТу помыслов и убежденность демократа. Монологи же Городищева, в которых он пытается раскрыть свою «духовную драму», звучат фальшиво, неубедительно. Кстати сказать, они 3 . 1 Так, например, в пьесе Тургенева «Месяц в деревне» Наталья Пет ровна говорит Ракитину: «Мы оба стары, очень стары». Здесь речь идет, конечно, не о физической, а духовной старости 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=