УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
В конце пьесы Городищев, называя Румянцева дураком, с возмущением говорит ему: «вы чорт знает что, а не мужчина», па что последний отвечает: «Против этого не смею спорить», «Это как вам будет угодно, Андрей Дементьевич». Румянцев труслив, однако алчность побеждает в нем страх, и он согла шается жениться на Наде, хотя и смотрит па нее свысока, как на неодушевленный предмет. ■- Румянцев мало участвует в развитии интриги, но знаком ство с ним расширяет представление о той социальной среде, в которой будут действовать положительные герои. Он раскры вается,прежде всего приемом самохарактеристики при обиль ном использовании в речи частицы с, которая свидетельствует о его лакейской угодливости. Характерная особенность комедии «Мастерица варить ка шу» состоит в сочетании обличения с положительным началом. Светлыми личностями в ней являются Надя и Клементьев. С Надей связайа драматическая линия в развитии действия. Она сирота. Рождение ее покрыто какой-то подозрительной тайной. Ее благородная натура негодует, протестует против оскорби тельных намеков в адрес ее матери. Образ Нади раскрывается в двух планах: в личном—ее взаимоотношение с Клементье вым—и общественном—ее положение служанки. Обе эти ли нии развива^отся одновременно, в десной взаимосвязи. Надя •любит Клементьева, верит в искренность его чувства и тем не менее просит его не обольщать ее радужными надеждами. Сло во обольщать истолковывается ею довольно своеобразно: она считает, что он сам обольщается, т. е. ошибается, веря в воз можность счастья, и обольщает ее этой надеждой. По мнению Нади, для счастливого брака нужно не только взаимное рас положение, но и равенство как по социальному положению, так и по уровню развития. «Какая же я вам жена, какая подру га жизни?»—говорит она с горечью. Правда, Надя не только осознает свое рабское положение, но и осмеливается иметь свой взгляд на людей. Так, она не восторгается своей госпо жой, а ее подарок—откушенную конфетку—принимает с чув ством брезгливости. Положение ее в семье Карелиной ужасно, она не знает ни минуты покоя: все приказывают ей, контролируют ее, взи рают на нее сверху вниз. В беседе с Клементьевым она при знается: «Мне очень много хлопот, но жить можно» (XIII, 591). И то, что «жить можно», Надя считает уже за благо для себя. Подобное пассивное отношение к жизни Клементьев справед ливо называет апатией невольничества, это, по его мнению, М. П, Николаев. 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=