УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
тверждение своего мнения он даже ссылается на Пушкина; <Славянские ручьи должны слиться в нашем море, по пред сказанию нашего великого поэта» (XIII, 585). В лице Иннокентиева представлен идеолог славянофиль ства, 1 к реакционной теории которого Чернышевский относил ся враждебно. Славянофилы, указывал он, не могут существо вать без чепухи в голове, а потому созданные ими «ученые» ис следования сплошь и рядом извращают истину. Сидор Иванович в лучшем случае может быть только хра нителем, архивариусом различных бумаг. Он благоговеет не только перед Агнесой Ростиславовной, но и'перед памятью к ее отцу, считая его благородным человеком. Лирический моно лог в честь Карелиной и рода Серпуховых он заканчивает пролитием слез: «О, милый друг, Платон Алексеич! Слезы текут из глаз моих, и я, не видя лица твоего сквозь туман их потоков, знаю: также плачешь от умиления и ты! Блаженны плачущие такими слеза... (Начинает реветь, закрываясь платком)» (XIII, 593). Конечно, ни зрители, ни Клементьев не разделяют с Сидором Ивановичем его «святого восторга». По своей природе Иннокентиев и не злой человек, но преданность господам определяет его взгляды на жизнь, а потому в его отношении к народу мноро оскорбительного. К Наде он от носится покровительственно, но, конечно, наравне с собою не ставит ее. Сидор Иванович был крайне удивлен решением Клементьева жениться на горничной. Он осуждает подобный шаг, называя его «неблагоразумным мечтанием в жизни». Во всей своей «научной» деятельности Иннокентиев последова тельно оправдывает образ жизни тунеядцев, живущих за счет народа. \ Странную смесь идиотизма и хамства представляет еще одно лицо комедии, Румянцев, лакей, дегенерат, маньяк. Ру- * мянцев смешон и гадок в своих претензиях на изысканность. Вот некоторые образцы его «светскости» и «образованности»: «Вы изволите помнить меня или забыли, Платон Алексеич? В последнем случае буду иметь удовольствие представить се бя». «Покорно благодарю. Позвольте сесть, Плат.он Алексе ич?», «Позвольте попросить вас посмотреть, как я одет,— неправда ли, хорошо?» и т. д. Оказывается, он одевается для того, чтобы не отстать от других; так он понимает требование «шагать в ногу с веком». 1 О его приверженности ко всему «исконно русскому» свидетельствуют ■его имя, отчество и фамилия. Сидор Иванович Иннокентиев. 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=