УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
поднимается до пафоса самобичевания, заявляя: «Как бы ни осуждали, не можете осуждать более горько, нежели я сам». Городищев служит Карелиной преданно и ревностно, обе- регает ее авторитет, снося от нее и грубости и оскорбления. Где же причина такой преданности? Она кроется в общности интересов, в сплетении их судеб как в личной, так и в обще ственной жизни. Этим определяется и отношение Городи- щева к народу, который, по его мнению, груб, некультурен и морально нечистоплотен. Он недоволен отсутствием «эла стичности» в поведении народа (не знает «средины между слепым -обожанием и кощунством»). Узнав, что Клементьев сделал предложение Наде, он в недоумении спрашивает: «Вы хотите жениться на Наденьке? горничной, нищей?». Но этот откровенный разговор длится один миг, Городищев снова надевает маску благовоспитанного человека: «Но что же я! Наденька умная, благородная девушка». Он бросает тень на мать Наденьки, предполагая, что она могла вступить в сожи тельство с Серпуховым из корыстных целей, будучи уже- беременной от другого мужчины. От мещанки, говорит он, все можно ожидать. Из всех образов комедии сильнфинее чувство негодования вызывает Городищев. Он походит на гнусного Озорника из «Губернских очерков» Щедрина, о котором Чернышевский пи сал: «Этих людей защищать нельзя. Они действительно злы и ненавистны» (IV, 267). Если Городищев, дополняя своим умом и красноречием тупую и косноязычную Карелину, руководит ее житейской практикой, то семейный библиотекарь Иннокентиев занят изы сканиями геральдических основ рода Серпуховских. Он бук вально ослеплен Карелиной. Его «ученые» исследования—па родия на официальную йсториографию. Сидору Ивановичу предстоит выполнить довольно щекотливую работу. Если на писать правдивую историю рода Серпуховых и Карелиных, то неизбежно получится, как предупреждает Клементьев, «смесь обвинительного акта с пасквилем». В силу этого ему прихо дится прибегать к довольно оригинальному перетолкованию житейских фактов. Так, по его мнению, вмешательство Каре лина в драку было проявлением «самоотверженной любви к ближним в славянском духе», а его смерть следует расцени вать как жертву за «высокую идею славянского братства» (XIII, 583). Отсюда он делает обобщающий вывод о всепо беждающей силе идеи славянства. Именно «славянский дух» поможет возродить одряхлевшую цивилизацию Запада. В под-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=