УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
Hi произошло ее «сближение с народом», ведь Карелина убежденная славянофилка. «Гражданин царства науки», Иннокентиев, называет свою госпожу «женщиной гениального ума», но первое же появление ее на сцене заставляет усомниться в правоте его «слов. Сразу же рождается вопрос: кто она? Не то оракул, не то юродивая, а вернее всего «с жиру бесится и от глупо сти», — как замечает Городищев. В разговоре с Клементье вым Карелина только и смогла произносить: «Милые птич ки. Где?», «Да», «Да», «Почему?», «Это», «Да», «Но», .-«Скучно», «Блеск». Создается впечатление, что от праздно сти она потеряла способность думать. Впрочем, ее томность и претензии на негу могут быстро смениться ухватками взбалмошной женщины. Стоило Клементьеву сказать о цели своего приезда, как сразу же меняются и ее внешний облик и поведение: «Агнеса Ростиславовна (привставая. Быстро, здоровенным голосом) «Как? Что? (Ослабевает и падает) А-а-ах! (закрывает глаза и совершенно умирает»). Грубая, невежественная Карелина не скупится на окрики и ругань. Надя, по ее мнению, неблагодарная служанка, Иннокентиев просто дурак. Сложнее ее отношение к Городищеву, который нужен ей, как воздух, без него она давно превратилась бы в ничто. В минуты раздражения она накричит на него: «Вон, дерзкий нищий!», «Прочь! Вон! Или я велю вытолкать вас». Но стоит ей почувствовать надвигающуюся опасность, как ,<>на бросается к нему со словами: «Милый, спаси меня! Я погибла! Я выйду замуж за тебя, — будь моим мужем, моим господином, только спаси меня!» (XIII, 603). Характер Карелиной выдержан до конца. Она всячески стремится отрешиться от жизни, замкнуться в своем идилли ческом мирке, в котором нет ни сильных страстей, ни бурных порывов, ни благородных идеалов. Агнеса Ростиславовна напоминает какую-то кукольную Клеопатру, потому-то, как указывает автор, она не просто ложится на диван, а «возле гает на ложе». Даже в драматические для нее минуты она вызывает чувство омерзения, брезгливости. Да и сам автор не скрывает своего неприязненного отношения к ней, о чем красноречиво говорят ремарки, особенно в конце пьесы: «Агнеса. Ростиславовна.— Ах! (Умирает. Но в тот же миг вскакивает и летит во все лопатки, с криком во всю глотку) Надя! Не хочу процесса! Будь великодушна! Вспом ни. что я всегда любила тебя!» (XIII, 614). ' , Комическая линия сюжета пьесы связана с личностью
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=