УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
«благодетельницы»; за барыней некому ухаживать. Она в отчаянии. Либерал говорит: «Что делать? надо попробовать вернуть ее, может мне это и удастся»1. Если автору воспоми наний не изменяет память, то содержание комедии, постав ленной на тюремной сцене, существенным образом отлича лось от ее печатного текста, в котором политическая острота обнажена с большей резкостью. Здесь речь идет не об отказе от личных услуг, а о разоблачении злодеяний, в ре зультате чего происходит имущественный крах Карелиной. Объективный смысл произведения, идея его сводится к отрицанию всего уклада жизни карелиных-серпуховых и утверждению народных идеа'лов, основанных на труде, равен стве и уважении человеческого достоинства. Разоблачение тунеядства, хищничества и лицемерия пред ставителей господствующего класса и всех сил, поддержи вающих антинародный уклад жизни, ведется Чернышевским в нескольких планах: 1) раскрытие злодеяний рода Серпу- ховых; 2) обнаружение истинного облика Карелиной, люби тельницы бабочек, козявочек и рыбок; 3) показ предатель ской роли либералов и реакционной сущности славянофилов, как идейных защитников дворянства; 4) обличение дворян ской морали. Решение этих вопросов дается в их единстве и взаимосвязи. Основной конфликт — острое противоречие между жи тейской практикой помещицы и интересами народа на кануне 1861 г .—определил собою и расстановку действую щих лиц комедии. С одной стороны, Агнеса Ростиславовна, соучастниками которой являются Городищев, Иннокентиев и Румянцев, с другой _— горничная Надя, Дочь простого народа, другом которой является Клементьев. Многочисленные изменения заглавия комедии подводят к мысли, что главной героиней пасторали является Каре лина2. Ее родословная дается устами Клементьева. Предки Агнесы Ростиславовны,— говорит он,— были темные воры, 1 П. Ф. Н и к о л а е в, названная книга, стр. 30. Концовка перекли кается с финалом комедии «Женитьба» Гоголя. ! Вот некоторые из этих заглавий: «Размазня и кашевар»; «Тише едешь, дальше будешь. Пастораль в трех действиях», «Тише едешь, даль ше будешь, или кто тут варит кашу?»; «Варенье каши, пастораль в од ном действии, с прибавлением драмы.—Плоды народной мудрости, также пастораль в одном действии, с прекрасною песнью рыбака»; «Мастерица варить кашу. Жених из Америки. Пастораль в одном действии» и др. (Н. Г. Ч е р н ыш е в с к и й , Поли. собр. соч., т. XIII, стр. 913). 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=