УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
матургии, так и в сценических представлениях. «Сценическое искусство, принимая в себя словесный текст, страшно обре зывает и уродует его, чтобы втиснуть в рамку диалога все моменты жизни. Театр безжалостен к поэту», — заключает он (IV, 159). Считая, что пьеса живет лишь на сцене, Чернышевский и писал свои драматические произведения с учетом возмож- 'ностей сценического представления и своеобразия зрите- Щ лей. Написаны они были для товарищеских спектаклей во время пребывания автора в Александровском заводе. По воспоминаниям Николаева, он написал даже оперу, в кото- рой главная героиня, Лиза, пела звучным басом. Представ- |/ ления проходили 3—4 раза в год. «Эти спектакли, — заме- [ чает Николаев, — были не только домашние, но и вполне ' доморощенные, доведенные до крайней упрощенности, с про стыней вместо занавеса, без женских ролей, а впоследствии с двумя женскими ролями, которые игрались, конечно, муж чинами»1. Спектакли пробуждали живую мысль, приучали понимать шифр текста. Взрослые актеры и зрители станови- \ лись детски простодушны и нетребовательны, они хохотали до упаду, а Чернышевский едва ли не больше всех. «Он пре вращался положительно в ребенка и его раскатистый, визг ливый, подмывающий смех заражал всех нас, и без того уже склонных к юношескому веселью»2. Не все из написанных и поставленных пьес сохранились. В воспоминаниях Николаева и Шаганова подробно пере дается содержание аллегорической пьески, называемой ими «Либерал», которая не дошла до нас3. В передаче' ими содержания комедии существенного расхождения нет, только в изложении Николаева концовка имеет более драматизиро ванную форму. Слуга в конце кричит на барина: «Вон из ч дома моей госпожи!»— тиран убегает, либералы в восхи щении, но слуга и их выпроваживает со словами: «Эх, вы, освободители!»4. В этой аллегорической пьеске Чернышев- , ский выразил свои взгляды на официальную царскую Рос сию, на предательскую роль либералов и подводил зрителей ‘ Г1. Ф. Н и к о л а е в , Личные воспоминания о пребывании Н. Г. Чернышевского в каторге. П., 1917, стр. 22. 2 П. Ф. Н и к о л а е в , Указ, книга, стр. 23. 3 Есть свидетельство, что М. Д . Муравский снял копии со всех пьес, а том числе и с указанной пьесы, но где эти копии,, до сих пор неизвестно.. 4 Т а м ж е, стр 23. 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=