УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
зывает Чернышевский, хотя автор и украсил ее бубенчиками. В «Заметках о журналах» за 1856 г., делая общий вывод о со стоянии драматургии, Чернышевский писал: «Русская драма тическая литература не очень богата прекрасными новостями» (II, 661). Самое обстоятельное рассуждение Чернышевского о драме, как форме поэтического произведения, имеется в его класси ческой работе о Лессинге. Нужно отметить, что мнение его о драме вообще весьма невысокое, он предпочитает ей пове ствовательный жанр и даже считает, что «истинный поэт не должен бы писать для театра: пусть люди второстепенные, пусть таланты, которые способны только к аранжировке, пере делывают его рассказы для сценических представлений» (IV, 159). Здесь явно сказывается недооценка специфики дра матических произведений. Во всех рассуждениях о прошлом и настоящем драматургии чувствуется, во-первых, голос рус ского просветителя-и, во-вторых,— полемиста. Идеалистическая эстетика высшим родом поэзии считала драматургию, а Чер нышевский, в противовес ей, низводит ее на второстепенное место. «В наше время,—писал он,—когда господствующий род поэзии есть рассказ, повесть, роман, трудно понять, почему когда-нибудь драматическая форма' могла быть важнейшею формою поэзии» (IV, 158). Чернышевский поставил важный вопрос о жизни пьесы на сцене. Сценическое представление, по его мнению, есть нечто более живое и сильнее действует на человека, нежели чтение книги. Однако он здесь же делает существенную ого ворку относительно того, что «Театр—редкий праздник для горожан; книга—постоянное достояние всего народа» (IV, 159). Таким образом, в отличие от просветителей типа Дидро и Лес синга, которые отводили театру первостепенную роль в куль турной жизни общества, просветитель Чернышевский предпо читал эпическую поэзию драматической за длительность воз действия и за ее способность распространять знания в массах. Автор «Что делать?» не отрицает высокого значения теат ральных представлений, но предупреждает, что достоинства спектакля не принадлежат исключительно поэзии. Сцениче ское представление является особою формою искусства, «сое диняющею в себе все силы, которыми каждою в отдельности: владеют другие искусства,— скульптура (и даже архитектура в декорациях), живопись, музыка, поэзия — все соединяется в сценической форме искусства». Вместе с тем ему кажутся неизбежными литературно-театральные условности как в дра 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=