УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

чительно удачно выражает состояние экстаза рассказчицы и трепетного ожидания ею большого счастья. Но достаточно ей спуститься из царства грёз в реальный мир и сразу тускнеет светлая мечта. Ее избранником оказал­ ся потерянный человек, которому совсем не пристало поэти­ ческое оперение. Ей даже неприятно сталр здороваться с ним. Прикосновение его руки, записывает она, «было гадко для меня, как прикосновение прокаженного. Это неприятное ощу­ щение доходило до того, что у меня выступал холодный пот, я чувствовала тошноту» (XIII, 396). Так действительность убила мечту. Чистый поэтический образ вытеснен был обра­ зом грязного «циника, который валялся в отвратительной пошлости». Стиль повести достигает особой экспрессии и эмоциональ­ ности в тех местах, где героиня делает страстные признания, в которых звучит и жажда счастья и осознание недоступно­ сти его. Она находит для себя восторг в каком-то упоении смертельной горечью. «Да, и я была невестою,—записывает она,—: страстною невестою, и я была новобрачною, робкой и нежной, пламенной и стыдливой новобрачною,—невестой без жениха, новобрачною без мужа, невестой и новобрачной вдо­ вой, вдовой» (XIII, 446). Так путем повторения слов, несу­ щих основную смысловую нагрузку (невеста, новобрачная и др.), обильного использования эпитетов (пламенная и стыд­ ливая) и горестного вывода («невестой и новобрачной вдо­ вой») достигается страстность и эмоциональность речи и чи­ татель не может остаться безучастным к судьбе девушки, записавшей это взволнованное признание. Тревожнс^состояние нарастает в повести с каждой новой страницей., Рукопись обрывается на самой высокой ноте: «Здоровье, здоровье! Где мое здоровье?...». Восклицательные и вопросительные интонации передают и смятение чувств и душевный кризис рассказчицы. Трагическое положение героини не является результатом какой-то случайности, в ее жизни оно оказалось неизбеж­ ным. Лиза «р смирится с обстоятельствами, не пойдет в мо­ настырь, не превратится в пуританку и ханжу. После мучи­ тельных нравственных и физических страданий она найдет выход, единственно разумный в ее положении. Чернышевский пбказал начало распада патриархального уклада жизни. Обывательское представление о роли и назна­ чении женщины в обществе, наличие двух моралей — одной для женщин, другой — для мужчин — подмываются изнутри lot

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=