УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

тую квартиру. Гриша категорически потребовал от родите­ лей примирения с дочерью и добился своего. Потому-то Лиза имела основание сказать: «Брат был добрее всех ко мне: он один спас меня и тогда, и после». И все же следует отметить, что образ Гриши дан в ка­ ком-то полутумане, многое в его жизни скрыто от взоров чи­ тателей. Объясняется это, по-моему, двумя причинами. Во- первых, герой не показан в борьбе, в преодолении трудно­ стей, да и его трудовая деятельность лежит за гранью пове­ сти. Эта абрисная обрисовка образа определилась, очевидно, замыслом повести и манерой изложения материала. Ведь Гриша дан через восприятие рассказчицы, которая всецело поглощена собой. Да и вообще многое в жизни брата скрыто от ее взора и непонятно ей. Ведь она только начала при­ сматриваться и приобщаться к жизни этого круга людей. Следует учесть и другое обстоятельство: Гриша стоит в преддверии эпохи 60-х годов. Он один из ранних представи­ телей демократической интеллигенции, когда еще только на­ чалось формирование типа «новых людей». Будучи преемни­ ком рассказчика из повести «Теория и практика», Гриша вы­ ступает предшественником Лопухова, Кирсанова и Левиц­ кого. 3. Заглавие произведения—«История одной девушки» — определяет тему повести, а подзаголовок («Тихий голос») — идейное осмысление ее автором. В сутолоке повседневной жизни не слышны бывают тихие голоса робких, стыдливых, молчаливо страдающих людей. Их голоса—жалоба на небла­ гоустроенную жизнь, потому-то у всякого честного человека болезненно сжимается сердце от сочувствия и жалости к ним. Гак находит свое конкретное выражение гуманизм писателя. Замысел повести определил собою и ее форму. Черны­ шевский прибегает к традиционному построению сюжета: история жизни главной героини. Заголовки отдельных глав повести, как и в романе «Алферьев», помогают читателю лучше уяснить содержание каждой из них. В первой главе дается экспозиция образа. Пока еще кон­ фликт между Лизой и обстоятельствами не обозначился и ее душевная гармония не нарушена. Глава заканчивается сло­ вами: «Я не понимала торо, что готовилось во мне». Во вто­ рой главе и дается то, что в ней готовилось. Читатель узнает, что Лиза — не выдающаяся личность, но по душевному бо­ гатству и моральной чистоте она выше своих подруг. Само­ 160

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=