УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

ное благополучие не привлекает его, сознание общественной бесполезности и бесцельности работы заставляют его принять яд. Это был логический конец одиночки. Но Лачинов верил, что с его смертью развитие общества не прекратится. Эстафету жизни он передает новому поколе­ нию. И он не ошибся, избрав своим преемником Гришу и его друзей. Разночинцы оказались жизнеспособнее его. Они сохрани­ ли веру в торжество разумной жизни, бодрость и целеустрем­ ленность. «Поэтому они,—говорит Лачинов,—уважают себя в настоящем, дорожат собою для будущего». Правда, он тут же добавляет, что не может разделить «их самообольщения» (XIII, 390—391). Лачинов считает их пафос борьбы призна­ ком горячей юности. На самом деле возрастные признаки здесь не при чем. Происходила смена одного поколения дру­ гим в нашем освободительном движении. Относясь с боль­ шим уважением к Лачинову и ему подобным, симпатизируя им, Чернышевский вместе с тем правдиво и убедительно по­ казал банкротство дворянской интеллигенции, превращение ее в «умную ненужность». Ведь даже лучшие люди из дворян не ставили вопроса об органической связи с массами, о при­ внесении в сознание народа революционных идей. Чернышевский не противопоставляет демократов дворян­ ской интеллигенции, и самоубийство Лачинова не считает вы­ ходом из тупика. Еще в юношеской повести «Теория и прак­ тика» рассказчик-разночинец видел для себя недосягаемый идеал в личности дворянина Серебрякова. Преклонение пе­ ред своим воспитателем он объясняет тем, что Серебряков шел «в ногу с веком». А идти «в ногу с веком» в условиях 60-х годов означало бесповоротно перейти на сторону народа, встать в ряды революционной демократии. Так и поступаю! Рахметов, Алферьев, Соколовский и некоторые другие герои Чернышевского. Однако процесс перегруппировки сил станет ощутимым через несколько лет после смерти Лачинова, ког­ да знаменосцами жизни выступят революционеры-демократы. Представители нового поколения из повести «Тихий го­ лос» по своему мировоззрению и поведению близки к Лопу­ хову, Кирсанову и Левицкому. Их объединяет общность взглядов и убеждений. Они люди умственного труда, демо­ краты, выросшие на «народных дрожжах», «разумные эгои­ сты», честные и порядочные в отношениях к женщине. Им чужда кичливость. Лиза говорит, что трудно было определить положение и происхождение членов этого кружка, все они 158

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=