УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
ное благополучие не привлекает его, сознание общественной бесполезности и бесцельности работы заставляют его принять яд. Это был логический конец одиночки. Но Лачинов верил, что с его смертью развитие общества не прекратится. Эстафету жизни он передает новому поколе нию. И он не ошибся, избрав своим преемником Гришу и его друзей. Разночинцы оказались жизнеспособнее его. Они сохрани ли веру в торжество разумной жизни, бодрость и целеустрем ленность. «Поэтому они,—говорит Лачинов,—уважают себя в настоящем, дорожат собою для будущего». Правда, он тут же добавляет, что не может разделить «их самообольщения» (XIII, 390—391). Лачинов считает их пафос борьбы призна ком горячей юности. На самом деле возрастные признаки здесь не при чем. Происходила смена одного поколения дру гим в нашем освободительном движении. Относясь с боль шим уважением к Лачинову и ему подобным, симпатизируя им, Чернышевский вместе с тем правдиво и убедительно по казал банкротство дворянской интеллигенции, превращение ее в «умную ненужность». Ведь даже лучшие люди из дворян не ставили вопроса об органической связи с массами, о при внесении в сознание народа революционных идей. Чернышевский не противопоставляет демократов дворян ской интеллигенции, и самоубийство Лачинова не считает вы ходом из тупика. Еще в юношеской повести «Теория и прак тика» рассказчик-разночинец видел для себя недосягаемый идеал в личности дворянина Серебрякова. Преклонение пе ред своим воспитателем он объясняет тем, что Серебряков шел «в ногу с веком». А идти «в ногу с веком» в условиях 60-х годов означало бесповоротно перейти на сторону народа, встать в ряды революционной демократии. Так и поступаю! Рахметов, Алферьев, Соколовский и некоторые другие герои Чернышевского. Однако процесс перегруппировки сил станет ощутимым через несколько лет после смерти Лачинова, ког да знаменосцами жизни выступят революционеры-демократы. Представители нового поколения из повести «Тихий го лос» по своему мировоззрению и поведению близки к Лопу хову, Кирсанову и Левицкому. Их объединяет общность взглядов и убеждений. Они люди умственного труда, демо краты, выросшие на «народных дрожжах», «разумные эгои сты», честные и порядочные в отношениях к женщине. Им чужда кичливость. Лиза говорит, что трудно было определить положение и происхождение членов этого кружка, все они 158
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=