УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

очень волевой человек. Рассказчица пишет: «Если он ска­ жет: «это будет сделано», все знали, что будет сделано. Не было примера, чтобы он отступался от дела, за которое -брался. Не он поддавался влиянию других в безобразной жизни: он господствовал над компаньонами своего грязного кутежа, седыми псовыми охотниками, покровителями цыга­ нок» (XIII, 388). В откровенной беседе с Лизой Лачинов поясняет истин­ ную причину своего духовного краха: «Я пренебрегаю собой за то, что ни к чему не гожусь»,— говорит он. Очевидно, под бесхарактерностью и следует понимать отсутствие общест­ венно полезных черт. Лачинов — представитель того поколения дворянской ин­ теллигенции, которое пыталось хоть в слабой степени сохра­ нить отблески освободительных идей декабризма. Он человек прогрессивных взглядов и оказал положительное влияние на Гришу. У них имеются общие стремления. Убеждая Лачи- нова бросить пить, Гриша говорит: «как же не бросить при наших стремлениях?». Фактически общность их взглядов состоит лишь в критическом отношении к действительности, но выводы из критики они делают различные. Лачинов при­ шел к заключению, что всякая революционная борьба бесплодна. Он даже поставил под сомнение мысль о воз­ можности лучшего будущего, а стремление переделать жизнь называет «химерою». Свой скептицизм и пессимизм он пы­ тается обосновать примерами из истории. Во Франции были революции, говорит он, а в результате «все остается по- прежнему, несмотря на шестидесятилетние хлопоты филант­ ропов и революционеров. По-прежнему господствуют пред­ рассудки, голодает народ, наживаются плуты, самовла­ ствуют администраторы, раболепствует толпа. Но то, еще Франция. А мы живем в России. Переделать по нашим убеждениям жизнь русского общества!» (XIII, 391). Таким образом, скептицизм и пессимизм Лачинова есть результат потери веры в прогрессивность буржуазии. Разочаровавшись в буржуазной демократии, Лачинов не обрел веры в новую силу, т. к. он был далек от народа. В своем озлоблении на жизнь он договаривается до презрения к русской нации вообще. «Хлопотать над применением моих убеждений к ее жизни (к жизни России—М. Н.), значило бы трудиться над внушением волу моих понятий о ярме». Ввиду этого он не хочет изменить свой образ жизни. «Для такой нации, как моя, хорош я и такой, каким вы видите 155

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=