УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

девушки, а эта девушка весьма далека от общественной жиз­ ни. Включение в повесть социально-политических проблем, особенно в первой ее части, нарушило бы ее единство. В статье о Толстом Чернышевский писал: «надобно же понимать, что не всякая поэтическая идея допускает внесение обществен­ ных вопросов в произведение; не должно забывать, что пер­ вый закон художественности— единство произведения». (III, 429). Художественные достоинства произведения, указывал Чернышевский, и состоят в полном воплощении той идеи, которую писатель задумал осуществить. Внесение же в про­ изведение сцен и фигур, чуждых основной идее, неизбежно исказит и саму идею. Этот закон «единства произведения» Чернышевский строго выдерживает в повести. Мы замечаем, как с ростом самосоз­ нания героини расширяется и сфера ее внимания. Она встре­ чается с Лачиновым, сближается затем с братом и его друзьями, а в связи с этим в повесть привносятся проблемы, выходящие за рамки личной жизни Лизы: о дворянской и демократической интеллигенции, представленной в повести Лачиновым и Гришей, братом рассказчицы, о преемствен­ ности поколений в освободительном движении. Некоторые черты в характере Лачинова отмечались нами в связи с анализом образа Лизы, а именно: его чуткость, от­ зывчивость, способность понимать душевное состояние чело­ века, благородное отношение к героине и т. д., но мы не ка­ сались Лачинова как социального типа. Этот образ новый и неповторимый в беллетристике Чернышевского, да и во всей класоической литературе он сохраняет авою оригинальность. О прошлом Лачинова автор говорит очень коротко. Он, будучи студентом Московского университета, в 1845 г. при­ езжал домой,— и как пишет рассказчица, «очаровал собой всех людей нашего круга». Он был тогда молодым челове­ ком «с длинными каштановыми волосами, с большими ка­ рими глазами, с овальным, несколько загоревшим лицом, с маленькими темными усами» (XIII, 379). Через два года Лачинов получил имение и в год промотал его. Вскоре он приехал на Родину и про него стали рассказывать самые дикие случаи. За ним утвердилась репутация лучшего про­ фессионального игрока; скандальные и гадкие истории со­ путствовали его. Что же сгубило его? Сам он объясняет свое падение бес­ характерностью. Но это была только отговорка, которой он хотел отделаться от назойливых людей. На самом деле он

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=