УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
при встрече: «Лиза, я не обращал на тебя внимания, потому что думал, что ты такая же, как все эти ваши Машеньки, Пашеньки, Ташеньки. А ты из наших. Сестра души моей!» (XIII, 384—385). Характер героини рисуется на фоне социальной среды. Детализацией быта и нравов провинциального города писа тель нарисовал яркую картину мещанского существования, т. е. воссоздал те обстоятельства, в котбрых протекает жизнь Лизы. Круг интересов ее родных и знакомых духовно беден, представление о счастье— примитивное, но зато неукосни тельно соблюдаются «нравственные основы». Особенно живо рассказывается в повести о распространении сплетни по адресу Машеньки Каталонской. Все эти экономки, тетки, служанки — разносчицы грязных слухов — вынудили ее убе жать из-под венца. Хорошо, что Симонов оказался порядоч ным человеком. Это «прекрасное общество», по его опреде лению, «слишком глупо», в нем близкие родные, не желая зла, но превратно понимая принципы нравственности и чести, своими жалобами на непослушную девушку способны обес славить ее (XIII, 421). Неприязненное отношение к мещан скому обществу резко выражено и в словах Гриши: «Ля гушки сидят в своем болоте, и квакают... И думают, что очень приятно жить в их болоте» (XIII, 383— 384). Не менее презрительно по адресу обывателей отзывается и Лачинов, называя их кретинами. Потому-то все жизнеспо собное и нравственно чистое убегает из этого общества. Не захотели вновь вернуться в него Машенька и Симонов, отъезд в Петербург спасает и Лизу. Ростки нового, замеченные в Лизе Лачиновым и Гришей, пробиваются с большим трудом. Ей приходится одной без поддержки друзей отыскивать неведомый путь, чтобы стать полноправным человекам. Поиски сильно осложняются и тем, что она с молоком матери впитала правила этики род ной среды. «Во мне была сильна привязанность к принципам нашей скромной жизни»,— записывает она (XIII, 412). По ее мнению, только эти принципы могут оградить де вушку «от горьких ошибок». Ее вывод не лишен основания. Девушку действительно на каждом шагу подстерегали опас ности, так как имелись любители «срывать бутоны», вроде дворянчика Чекмарева. Духовное убожество и моральное уродство Чекмарева напоминают знакомые нам образы пред ставителей «золотой молодежи» из романа «Что делать?»'. 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=