УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

ма манера изложения материала — «исповедь» Лизы с ис­ пользованием дневниковых записей — как нельзя лучше спо­ собствует проникновению во внутренний мир героини. Таким образом, аналитический метод создания образа явился наи­ более приемлемым для показа процесса образования челове­ ческого характера. Характер главной героини раскрывается в движении, по­ ведение ее психологически мотивировано. Определяющим яв­ ляется конфликт между Лизой и обстоятельствами, с одной стороны, и внутренние противоречия героини, разлад между потребностями ее натуры и чувством нравственного долга, с другой. Лиза выросла в скромной трудовой семье. Родители искренне любили свою дочь и желали ей счастья, но их пред­ ставление о счастье не шло дальше удачного брака. С дет­ ских лет мать сама занималась воспитанием и обучением до­ чери, на последние гроши ее учили музыке и танцам. В отли­ чие от своих сверстниц, она пристрастилась к чтению. Лю­ бимыми авторами Лизы становятся Шекспир и Пушкин, что свидетельствует о ее развитом вкусе. Так безмятежно прохо­ дили дни ранней юности. Она полюбила скромный быт ма­ леньких тружеников и даже стала гордиться своим плебей­ ским происхождением. Быт и нравы «сливок» губернского общества находят с ее стороны резкое осуждение. Светские ловеласы, пахнущие вином, внушают ей неприязнь своим дерзким поведением. В дальнейшем кавалеры и ее круга по­ степенно теряют в ее глазах прежнюю привлекательность. Она начинает понимать, как «неловки их претензии на свет­ скость, неизящно их франтовство;— они были неразвиты, они стали казаться мне пошлы»,— записывает она. (XII, 366). Так постепенно углубляется конфликт между героиней и окружающей ее средой. Она должна стать женой одного из несимпатичных ей молодых людей. Ведь на нее в семействе смотрят как на невесту, молодые люди бывают с нею потому, что она невеста, да и сама она, подчиняясь обывательским понятиям, говорит матери: «Я знаю, я должна идти замуж», на что мать печально отвечает: «должна, иначе ждет тебя нужда». Как неглупая женщина, мать Лизы прекрасно пони­ мает, что поиски счастья замужем— «страшная лотерея». Лиза переросла окружающих ее людей и тем самым об­ рекла себя на духовное одиночество. Она, подобно Татьяне Лариной, живет мечтами, представляя себя то Джульеттой, 148

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=