УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

тории одной девушки», можно уяснить, только опираясь на эти глубокие суждении. «Психологический анализ,— писал он,— может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого— влия­ ния общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего— связь чувств с действиями; четверто­ го— анализ страстей; графа Толстого всего более— сам пси­ хический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином (Ilf, 422—423). Сам Чернышевский ни одну из этих форм психо­ логического анализа не берет в чистом виде. В первых главах повести преобладает показ влияния «общественных отноше­ ний и житейских столкновений» на характер героини, а ког­ да она уже сформировалась как личность, тогда ведущим становится анализ страстей. В той же статье критик указал, что характер психологи­ ческого анализа может иметь различное направление: один писатель анализирует «определенное, неподвижное чувство и разлагает его на составные части», другой — стремится по­ казать драматический переход «одного чувства в другое, од­ ной мысли в другую». В зависимости от направления анали­ за даются и различные результаты: одни показывают два крайние звена психического процесса — начало и конец, других интересует «самый процесс,— и едва уловимые явле­ ния этой внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайною быстротою и неистощимым разнообрази­ ем» (III, 425—426). Наглядным примером' различных форм психологического анализа, указывает Чернышевский, может служить метод Лермонтова, как автора «Героя нашего времени», и метод Толстого: у первого преобладает результат, у второго— пси­ хологический процесс. В повести «История одной девушки» Чернышевский пошел по пути Толстого. Его не удовлетворя­ ют крайние звенья анализа, он раскрывает душевный мир ге­ роини, показывая переход одних чувств и мыслей в другие чувства и мысли. Так от звена к звену прослеживается вос­ хождение личности к более сложным формам самоанализа. История одной девушки мещанского сословия дается писа­ телем в обобщенном виде, а потому она и воспринимается как типическое явление, свидетельствующее о ненормальном, трагическом положении женщины в русском обществе. И са­ с 147

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=