УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
тены, рукопись печаталась целиком в основном тексте по вести. В советском издании эти вычеркнутые карандашом места редактором А. П. Скафтымовым вполне обоснованно вынесены в «Приложение», где они занимают 12 страниц убо ристого шрифта (XIII, 864—875). «Приложение» представ ляет исключительный интерес. Именно из него мы узнаем о решении основного конфликта, о точке зрения автора на жен ский вопрос, в нем же затрагиваются вопросы историко-лите ратурного характера. В хозяине и хозяйке дома, где проис ходит чтение рукописи повести, в критике Благодатском ус матриваются черты самого Чернышевского, его жены иДобро любова. Даже семантика фамилий— Благодатский и Добро любов— наводит на подобного рода предположение. Но есть и более прозрачные указания. Благэдатский говорит: «Не каж дый умеет написать то, что хочет; иной, например, восхищает ся лежанием на боку; разберешь его панегирик заспанному ленивцу, и публика, и сам он увидит, что тунеядство и сон не особенная добродетель»; оказывается, «автор не понимал смысла картин, которые изображал». К этому месту имеется примечание Чернышевского с точным указанием адресатов, о которых идет речь: «Само собою, это место, относящееся к Обломову и статье Добролюбова о нем, должно выбросить, если автор Обломова ведет себя честно» (XIII, 872). Как видим, оценка Чернышевским романа «Обломов» до вольно сдержанная. Сомнение его относительно морального облика Гончарова тоже заслуживает внимания. Насторожен ное отношение к автору «Обломова» в пореформенную пору со стороны демократической критики было характерным яв лением. Писарев в статье-«Писемский, Тургенев, Гончаров» готов был зачислить Гончарова в разряд писателей «чистого искусства». Эта полемическая оценка в значительной степени вызвана была тем, что Гончаров, занимавший в это время должность цензора, своей деятельностью вызвал неудоволь ствие со стороны писателей и критиков демократического ла геря Г 1 Все сказанное даен основание отнестись критически к заявлению Н. К. Пиксаьова о том, что когда «Чернышевские упоминал о Гончарове, он отзывался о нем сочувственно и ставил его в ряд с выдающимися деятелями эпохи». В пореформенную пору это отношение изменилось в худшую сторону. («История русской литературы», т. VIII, ч. 1, изд. АН СССР, М., 1936, стр. 434). 10 М. П. Николаев 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=