УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: МАТЕМАТИЧЕСКИХ КАФЕДР. ВЫП.1.1967
+ + -f- отрезков АВ0\АВХ...АВ„, все убывающих и также приближающихся к длине АВ (см. чертеж 1). Очевидно, что в данном примере бесконечный процесс измере ния приведет к образованию (конструированию) бесконечной деся тичной периодической дроби 2,333..., являющейся точным значением длины отрезка АВ. Следует разъяснить учащимся, что если бы вместо десятичного измерения отрезка АВ проводить измерение, например, третьими, долями единичного отрезка , то процесс измерения оказался бы конечным, так как -^-PQ укладывается ровно 7 раз в отрезке АВ Этот пример подготавливает учащихся к тому, что процесс де сятичного измерения отрезка может быть бесконечным и что обра зующаяся при этом бесконечная десятичная дробь является точным значениеч длины измеряемого отрезка. Теперь можно перейти к _ рассмотрению случая, когда то- Р •* Q резки АВ и PQ несоизмеримы*. >■-..... .. ----I ^ В качестве примера несо измеримых отрезков рассмо- "1‘ трим диагональ и сторону в в, о ^ о квадрата, приняв сторону _ “ 1 квадрата за единичныи отре- Б, В, зок. Объяснение можно так- 1 же вести по заранее заготов- Чертеж 2. ленному на листе миллиметро вой бумаги чертежу-таблице 2. 1 PQ = АВ0< A B < A B 0= 2-PQ \,APQ= AB, < А В < А В Х = 1,5 -PQ 1,41PQ = АВ2< А В < АВ 2= 1,42-PQ Таблица 2. Объясняется учащимся, что процесс измерения будет бесконеч ным и в результате этого бесконечного процесса измерения обра зуются две бесконечных последовательности чисел: 1; 1,4; 1,41,.. (1) 1: 1,5; 1,42... (2) Члены первой последовательности являются длинами соответ ствующих отрезков последовательности АВ0\АВи АВ2... (в едини цах PQ), а члены второй последовательности есть длины соответ- ' + + + ствующих отрезков последовательности АВ0\АВХ\АВ2... — Н- Как видно, точки Вп и Вп неограниченно приближаются к точке В. Следовательно, и члены последовательностей (1) и (2) также неог раниченно сближаются, поэтому число общих десятичных знаков у них неограниченно возрастает (накапливается). Тем самым беско* Мы полагаем, что к этому’ времени учащиеся познакомились с соизмеримыми и несоизмеримыми отрезками, с примерами существования несоизмеримых 0 Т| езков, а также с аксиомами Архимеда и KaHTOja. 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=