УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: МАТЕМАТИЧЕСКИХ КАФЕДР. ВЫП.1.1967
В настоящей работе мы стремились дать такую методику изло жения теории измерения геометрических величин, которая была бы свободна от вышеперечисленных недостатков методологического, логического и методического характера. Так, материал 8-летней школы изложен конкретно-индуктивным методом, обеспечивающим должную наглядность и доступность его усвоения, а также необхо димую активность учащихся при его изучении. При систематическом изложении теории измерения площадей и объемов тел дается достаточно общее понятие площади плоской фигуры, площади кривой поверхности и объема тела. При вы воде формул площадей прямоугольника и круга, формул объемов параллелепипеда, пирамиды и тел вращения применяется единый предельный переход, хорошо усваиваемый учащимися. Применяется также единый метод при выводе формулы длины окружности и формул площадей кривых поверхностей тел вращения, сводящийся к вычислению соответствующих производных. Всюду обеспечивается необходимая методологическая выдержанность при формировании новых понятий. Многое из того, что здесь изложено, было апробировано нами в ряде школ Оренбургской области на протяжении последних пяти лет. Экспериментальная проверка такого изложения была весьма успешной и, как нам Известно, находит все более широкое распро странение в школах Оренбургской области и за ее пределами. Г Л А В А I ДЛИНА ОТРЕЗКА \ В научной и учебно-методической литературе имеют место раз личные приемы выведения понятий длины отрезка. Один из этих приемов характеризуется дискриптическим (описательным) опреде лением понятия длины отрезка, при котором описываются те свой ства, которыми должно обладать вводимое понятие. В этом случае под длиной отрезка понимается такое положительное вещественное число, которое должно обладать следующими свойствами: 1) равным отрезкам соответствует одна и та же длина; 2) отрезку, состоящему из нескольких частей соответствует длина, равная сумме длин всех его частей. Другой прием введения понятия длины отрезка заключается в конструктивном определении этого понятия. В этом случае рас сматривается известный процесс измерения отрезка с помощью выбранной единицы измерения, в результате которого конструируется (получается) число, называемое длиной отрезка. В данной работе рассматривается методика изложения теории измерения геометрических величин, где в основу положен конструк тивный прием введения понятия длины отрезка, площади плоской фигуры и объем тела. При этом, учитывая возможности учащихся, мы постулируем существование длины, площади и объема рассматриваемых в школе геометрических фигур, а также не доказываем некоторых свойств длин, площадей и объемов, хотя и рассматриваем их. С понятием длины отрезка и с измерением его учащиеся знако-' мятся еще в начальной школе. Здесь для измерения отрезков при меняются простейшие измерительные принадлежности: линейка с де лениями (миллиметровыми, сантиметровыми и дециметровыми), порт няжная лента с делениями, рулетка и др. Сами измерения произво- 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=