УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: МАТЕМАТИЧЕСКИХ КАФЕДР. ВЫП.1.1967

П. А. БУДАНЦЕВ МЕТОДИКА ИЗЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ИЗМЕРЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В В Е Д Е Н И Е В объяснительной записке к новой программе по математике указывается, что „Максимальное развитие должны получить методы преподавания, способствующие повышению интереса у учащихся к изучению математики, сознательному усвоению ими математиче­ ских знаний, стимулирующие активность учащихся, воспитывающие у них навыки самостоятельной работы, умение рационально и твор­ чески выполнять полученные задания1. „При обучении геометрии, — говорится далее, — должно быть обращено внимание на правильное формирование геометрических понятий. Поэтому первые шаги обучения геометрии сопровождаются постоянным обращением к пространственным формам окружающего мира, к геометрическим моделям, к измерительным работам, к не­ посредственному опыту. При этом постепенно вырабатывается потребность в обосновании изученных фактов". В данной работе, в соответствии с вышеуказанными требованиями к программе, а также в целях дальнейшего повышения идейно­ научного уровня преподавания математики, рассматривается один из важнейших и трудных вопросов методики математики — теория изме­ рения геометрических величин в курсе средней школы. Основной метод! изложения материала, принятый нами, — кон- кретно-индуктивный, завершаемый систематическим изучением тео­ рии в курсе 9—11-х классов средней школы (с учетом возможностей учащихся). Конкретно-индуктивный метод обучения, развитый еще в рус­ ской методике математики С. И. Шохор-Троцким и К. Ф. Лебе- динцевым *, вполне оправдал себя в настоящее время и получил широкое распространение в практике работы передовых учителей математики. При обучении этим методом учащийся идет в познании матема­ тики от конкретных и частных фактов к отвлеченным (абстрактным) и общим математическим понятиям и предложениям. Такой метод изучения геометрии обычно связан с наглядными по­ собиями (модели, чертежи, предметы окружающей обстановки и т. п.), разнообразными экспериментами, в свою очередь связанными с раз­ личного рода измерениями, перекраиваниями, пересыпаниями, дина- *К . Ф. Л е б е д и н ц е в . Введение в современную методику математики Украина, Госиздат, 1925. 3

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=