УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: МАТЕМАТИЧЕСКИХ КАФЕДР. ВЫП.1.1967
Ошибка здесь заключается в том, что свойства произведения чисел незаконно распространены на математические выражения. 6 . В пунктах а-г (стр. 113—115) оговорки сделаны только отно сительно значений неизвестного, что является так же неудачным, как и в отношении теоремы 3 (см. наш пункт 4). Кроме того, пункты „б“ и „в“ следовало бы опустить как практически ненужные. На стр. 115 неверно утверждается, что при делении частей урав нения на F(x) посторонние корни могут находиться среди тех зна чений неизвестного, которые лишают смысла делитель F(x). В са мом деле, рассматривая уравнения f(x ) = <р( х ) ... ( 1 ) и . . . ( 2 ), легко понять, что те значения, которые лишают числового смысла F(x), не могут быть и корнями (2). Посторонние корни мо гут, очевидно, появиться лишь после тождественных преобразований частей уравнения (2). Например, разделив обе части уравнения * = 3 1 1 о 1 на — , получим уравнение х :— ==3:— , которое не имеет посторон них корней, а после тождественного преобразования получим урав нение х 2 = Зх, имеющее посторонний корень xssO для данного уравнения х = 3. Такие многочисленные оговорки в теоремах, да еще ошибочные, крайне нежелательны, так как могут совсем запутать учителя. Всего этого можно было бы избежать, если бы рассматривать равносиль ность уравнений на их общей области допустимых значений, а не так, как делают авторы. 7. На стр. 8 говорится, что „решить уравнение — значит найти все его решения или установить, что их нет“. Это понятно. Но как надо понимать предложение: „решить систему уравнений — значит найти множество всех ее решений 14 (стр. 117) — неясно. 8 . На протяжении всей книги при доказательстве теорем о рав носильности рассматривается 2 -йслучай, когда уравнения не имеют решений, и проводится доказательство равносильности в этом слу чае методом от противного. На наш взгляд в старших классах сле довало бы выяснить взаимосвязь Между прямой, обратной и проти воположным им теоремам. На основании этого разъяснять учащимся, что 2 -йслучай доказательства всегда является следствием 1 -го и не требует специального доказательства. 9. Неправильно, что уравнение ах 4 -Ь (стр. 120) при а = 0 относится к уравнениям первой степени и что при а = Ь = 0 в одном случае дается решение в форме х-любое действительное число, а в другом в форме — уравнение имеет бесконечное множество решений. Здесь разница не только в форме, но и в содержании. Нельзя отождеств лять множество решений с их числом, ведь и уравнение sin х = О тоже имеет бесконечное множество решений, но это не означает, что его решением является любое действительное число (стр. 1 2 0 )., 10. В книге нечетко изложены понятия р е ш и т ь и и с с л е д о в а т ь уравнение, систему уравнений и задачу (сравните стр. 8 , 46, 119 и 132), тогда как авторы сами упрекали в этом учащихся и школьную практику. Читая книгу, трудно установить разницу меж ду задачей решения и задачей исследования уравнений, скорее всего, что они в книге тождественны. Тогда естественно возникает во прос, зачем лве задачи и два термина? Совсем не рассматривается в книге вопрос о том, что значит решить задачу с параметрами и без параметров. 11. Недостаточно четко и полно проведено алгебраическое и гра фическое решения системы уравнений l ° lX 1 С> [1]. Не указа- I а . , х Ь о у = с , 253
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=