УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: МАТЕМАТИЧЕСКИХ КАФЕДР. ВЫП.1.1967
З а д а ч а 1. Ученик задумал число, которое сначала умножил на 3, а затем полученное произведение уменьшил на 1 0 и получил задуманное число. Какое число задумал ученик? Для решения задачи с помощью уравнения обозначим неизвест ное задуманное число буквой х, а затем выполним указанные в усло вии задачи действия: 1. Умножим задуманное число х на 3, полу чим Зх; 2. Полученное произведение Зх уменьшим на 10, получим Зх — 10. Далее, согласно условию задачи, полученная разность Зх—10 должно равняться задуманному числу х. Следовательно, для нахож дения задуманного числа х надо решить уравнение З с — 1 0 = х, единственный корень которого х = 5. Ответ: ученик задумал число 5. (Проверьте правильность ответа). З а д а ч а 2. В настоящее время отец старше сына в 8 раз, а че рез 10 лет он будет старше сына только втрое. Сколько лет сыну в настоящее время? Для решения задачи обозначим возраст сына в настоящее время через х лет, тогда возраст отца в настоящее время будет 8 х, так как он в 8 раз старше сына. Через 10 лет возраст сына будет х + 10 лет, а возраст отца 8 х + 10 лет. Но по условию задачи через 1 0 лет возраст отца 8 х -f 1 0 втрое больше возраста сына, или иначе возраст отца 8 х + 10 равняется утроенному возрасту сына (х + 10)3. Получаем уравнение 8 х + 10 = 3 (х + 10), где выражение 8 х + 10 есть возраст отца по истечении 1 0 лет, а выражение 3 (х + 1 0 ) — утроен ный возраст сына по истечении 1 0 лет. Составление выражений и уравнения можно оформить в виде такой таблицы: § 4. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ УРАВНЕНИЙ В настоящее время Спустя 10 лет Уравнение Возраст сына х лет х + 10 лет 3 (х + 10 ) = 8 л: -Ь 10 Возраст отца 8 л лет 8 л: + 10 лет Решая уравнение, получим 8 х + 10 = Зх + 30 (3-е свойство). 5х = 20(1-е и 3-е свойства), х==4 (2-е свойство). Решение: х = 4 . Ответ к задаче: сыну;в настоящее время 4 года. (Проверьте пра вильность решения). Мы решили две задачи методом уравнений. В арифметике мы тоже решали задачи, но без помощи уравнений. Не так легко было бы решить эти задачи арифметически. Попробуйте это сделать, и вы убедитесь, как это трудно. П р и м е ч а н и е . Преимущество алгебраического метода решения с помощью уравнения перед арифметическим заключается в том, что при алгебраическом методе нужно лишь установить зависимость между неизвестной величиной и известными величинам^ и записать эту зависимость с помощью уравнения, решение которого не представляет трудности. При арифметическом же методе решения задачи, кроме установления зависимостей между неизвестной величиной и известными, приходится еще догадываться о том, как из этих зависимостей найти неизвестную величину, что бывает порой очень трудно. Если внимательно изучить процесс составления уравнений из условий обеих задач, то можно заметить, что составление уравне ния представляет не что иное, как перевод условия задачи с русского языка на язык алгебры. 242
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=