УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: МАТЕМАТИЧЕСКИХ КАФЕДР. ВЫП.1.1967
Конструктивное решение. 16 1. Выберем масштаб: 1 : — —. 11,8 2. Строим отрезок ,4 0 = 1 6 см (см. черт. 12, где AD = 11,8 см). 3. Проводим луч АВ под углом 30° к AD. 4. Отложим АВ = 3 см. (на черт. 12 АВ = 2,3 см). 5. Проведем ВС \AD и отложим ВС = 3 см. (на. черт. 12 ВС =2,3 см) Чертеж 12. 6 . Проведем BFl_AD. 7. Измеряем BF: BF x \,\ cm , тогда в оригинале B F = h ^ 1 , 1 . Л - » 1 , 5 см. 11,8 8 . Вычисляем площадь трапеции: 9 = 16j _ 3_1 5 _ 9,5 i l ,5 _ u З а ме ч а ни е . Так как значение h — 1,5 см является числом приближенным, то в произведении 14,25 следует сохранить лишь две значащие цифры (по правилам подсчета цифр). Пр и м е ч а н и я . 1. При конструктивном решении задач по геометрии в 7-м классе следует систематически показывать идею метода геометрических мест. 2. При рассмотрении третьего варианта задачи № 3 учащиеся еще раз убеж даются в большой разрешающей силе и общности конструктивного метода, в его доступности. 3. На примере задачи № 3 следует обратить внимание учащихся на необходи мость полноты решения задачи, т. е. на такое изучение (анализ и исследование) ее условия, при котором будут найдены все возможные решения или обоснована един ственность, а может быть и отсутствие решения. 4. На решении задачи № 4 легко показать ограниченность возможностей у уча щихся для аналитического решения, т. к. все задачи предполагают зависимость линейных элементов от угловых только для углов 30° и 45°. При конструктивном решении те же задачи можно решать для любых допустимых значений угловых величин. 5. Задачи, подобные задаче № 4, нетрудны, однако решать их следует кон структивно для того, чтобы закреплять навыки в построении треугольников и че тырехугольников, применяя, вместе с непосредственными построениями, метод геометрических мест. Ясно, что конструктивное решение дает нам линейную или угловую величину. Если же требуется найти площадь или объем, то конструктивно находят те эле менты, которые нужны, чтобы по формулам найти искомую величину. Так, при конструктивном решении задачи № 4, достаточно было бы построить /\ABF, из которого находится нужный элемент Л. Но в целях развития пространственных представлений, иногда можно требовать от учащихся построения полной фигуры, определяемой условием задачи. При этом целесообразно ставить дополнительные вопросы на конструктивное определение других элементов фигуры, например, сто роны CD; угла С; угла D и др., подчеркивая, что аналитическим способом учащиеся 7-го класса найти эти элементы не могут. 6. При выполнении действий с приближенными числами следует постоянно повторять правила приближенных вычислений (правила подсчета цифр— как наи более распространенные, доступные и известные учащимся 7-го класса). Для конструктивного решения учащимся 7-го класса можно рекомендовать из (Н) №№ 347, 381, 397, 406, 407, 421—423, 426, 431, 436, 438, 442, 443, 445, 447, 448, 451, 455, 458, 469,470, 471, 504, 512, 523, 559, 560, 565, 566, 569, 571, 584, 585, 611, 612, 616, 635, 642,646, 656, 657, 668, 727—729, 734, 739. 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=