УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: МАТЕМАТИЧЕСКИХ КАФЕДР. ВЫП.1.1967
§ 7. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. Вариант первый . 1. Объем прямоугольного параллелепипеда равен 108 см3, а длина в три раза больше ширины. Найти измерения параллелепипеда, чтобы поверхность его была минимальной. 2. Исследовать функцию и построить график: у = х2— 2х4— 1 . Вариант второй. 1. На изготовление цилиндрического ведра можно израсходо вать 192тс см? жести. Каковы должны быть размеры цилиндра, чтобы объем его был максимальным? 2. Исследовать функцию и построить ее график: у = 2х + хэ— X s. \ § 8. ПРИЛОЖЕНИЯ „ПРОИЗВОДНОЙ" В ШКОЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ Наиболее ярко идеи пределов ифункциональной зависимости отра жаются при исследовании в геометрии пространственных форм, когда при изменении одного параметра изменяются несколько различных ве личин: объемы, поверхности, периметры, длины отрезков, углы и т. п. Несмотря на сложность пространственных конструкций, геомет рические процессы обладают наглядностью и возможностью точных вычислений, поэтому они близки и доступны для понимания и чет кого формирования основных понятий. Рекомендуя геометрические примеры для исследовия, проф. А. Я. Хинчин указывал, что при этом „учащиеся сразу будут иметь перед своим взором большое число участвующих в одном и том же процессе переменных величин самого разнообразного поведения... Здесь будут и бесконечно! малые, и бесконечно большие, и посто янные и величины с положительными пределами. Никак не следует жалеть времени на столь детальное изучение одного примера, ибо воспитательный эффект такого изучения намного превысит то, что могло бы получиться в результате рассмотрения десятка разрознен ных, искусственных и лишенных наглядности примеров. Мы в о со бенности подчеркиваем значение того обстоятельства, что в нашем примере изучаемые переменные величины участвуют в одном и том же процессе и таким образом изменения их взаимно координиро ваны, функционально связаны между собою; даже если это обстоя тельство не будет явно подчеркнуто учителем, продолжительное сосредоточение мысли учащихся на таком конкретном явлении не сомненно окажет значительное развивающее воздействие, приучая мысль ассоциировать отвлеченные понятия теории пределов со слож ными и многообразными процессами реальной действительности"*. Рассмотрим для примера одну из многочисленных задач по гео метрии с применением тригонометрии: „В правильной треугольной пирамиде апофема с плоскостью основания образуют угол а, а расстояние от вершины основания до боковой грани равно du. Найдем выражение в общем виде для следующих величин за данной пирамиды: * А. Я. X и н ч и н. Основные понятия математики в средней школе. „Матема тика в школе", № 4, за 1939 год, стр. 21. 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=