УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: МАТЕМАТИЧЕСКИХ КАФЕДР. ВЫП.1.1967
При решении этих задач на хождение искомой величины непо средственным измерением неудоб но, целесообразнее производить вычисления по формуле Cm d- 3,1 Q (1-ая задача) и d ~ — (2-я задача). 3,1 В дальнейшем при решении задач на вычисление длины окруж ности по диаметру и ей обратной следует пользоваться как форму- лами, так и особенно таблицами и графиком (выполненным на листе миллиметровой бумаги) сообразно со степенью точности данных. При вычислении длины дуги окружности следует опираться на интуитивное положение о том, что длина дуги прямопропорциональна числу дуговых градусов, минут и секунд, содержащихся в ней. Исходя из этого, находим, что длина дуги окружности в 1° состав ляет — часть длины окружности, 360 откуда формула In = , где In — длина дуги окружности, с о держащей я°, С — длина окружно сти. § 2. ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕМЫ „ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ" В СТАРШИХ КЛАССАХ В в е д е н и е Прежде всего надо выяснить, что представление о длине окруж ности как о длине выпрямленной окружности, полученное в 7-м классе, не может рассматриваться, как определение (логически без упречное) длины окружности, так как в понятии „выпрямить окруж- ность“, то есть изменить ее форму без изменения ее длины уже содержится понятие длины окружности. Следовательно определе ние длины окружности как длины выпрямленной окружности несо стоятельно. Кроме того, следует разъяснить учащимся, что непосредствен ное измерение длины окружности с помощью мерной ленты, про изводимое в 7-м классе, дает лишь приближенное значение длины измеряемой окружности, причем, очевидно, тем более точное, чем тоньше мерная лента. Для этого достаточно сравнить результаты измерения длины одной и той же окружности лентами резко различ ной толщины (см. чертеж 4). Из чертежа видно, что торцы развернутых лент (колец) пред ставляют прямоугольники, высоты (толщина) которых A tj и Дг2, а их длинами являются длины средних (изображенных пунктиром) окруж- 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=