УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: МАТЕМАТИЧЕСКИХ КАФЕДР. ВЫП.1.1967
В восьмилетней школе в курсе 7-го класса эти вопросы могут быть изучены только конкретно-индуктивным методом без перехода к формально-логическим выводам и определениям. В курсе же 10-го класса, после изучения теории пределов, можно достичь большей абстрактности и общности как при изложении самого понятия о длине окружности, так и других связанных с ним вопросов. Рассмотрим отдельно оба этапа изложения. § 1. ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕМЫ „ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ" В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ 7-го КЛАССА Здесь вопрос об определении понятия длины окружности сов сем не ставится. Интуитивно же длина окружности рассматривается как длина выпрямленной окружности и опытным (эксперименталь ным :) путем устанавливается формула С ж rf-3,1, где С — длина окруж ности, d — длина диаметра и 3,1 — приближенное значение коэффи циента пропорциональности. Опыт . Учащиеся под руководством учителя измеряют длину окружностей и диаметров цилиндрических предметов и кругов с по мощью штангенциркуля или портняжной ленты с миллиметровыми делениями. Результаты измерения заносятся в таблицу. Длина окружности в мм С Длина диаметра в мм d Отношение длины окружности к диаметру С : d 75 994 24 326 3.1 3.1 Анализируя таблицу, приходим к выводу, что длина окружности С и диаметр d находятся в прямой пропорциональной зависимости с коэффициентом пропорциональности 3,1. Составленная таблица представляет не что иное, как табличное выражение (задание) этой функциональной зависимости. Нетрудно получить из таблицы и ана литическое выражение зависимости C x d 3,1 или С » 2г-3,1 = г-6,2. В дальнейшем при решении задач на вычисление длины окружности можно сообщить и более точные значения коэффициента пропор циональности, как-то: 3,14 и 3,1416. Следует построить и графий зависимости (см. чертеж 3), кото рый поможет учащимся создать конкретно-наглядное представление об этой зависимости. Для того, чтобы учащиеся уяснили целесообразность изучения зависимости длины окружности от диаметра или радиуса, надо ре шить соответствующие задачи. Для определения длины окружности основания цилиндра (модели) при наличии ленты с делениями нет нужды предварительно измерять его диаметр, а потом вычислять длину окружности по формуле С ^ d- 3,1, таблице или графику, а проще и естественнее непосредственно лентой измерить длину окружности. Выяснить целесообразность использования зависимости между длиной окружности и ее диаметром (аналитической, табличной или графической) можно, например, на задачах такого вида: 1. Найти длину окружности, начерченной в тетради или на доске. 2. Определить диаметр растущего дерева, вкопанного столба, колонны и т. п. 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=