Материалы межвузовской научной конференции математческих кафедр педагогических институтов центральной зоны РСФСР 1968г
- 231 - В.М.КОСАТАЯ (Тамбов) ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИ РОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ Цель данного исследования - выяснить те педагогические приёмы, которые создают условия для более эффективного форми рования математических понятий. В качестве материала исследо вания взяты принципиально новые для учащихся понятия (для учащихся 6 класса - понятие суммы рационально чисел, для учащихся 9 класса - понятие линейного угла двугранного у г л а ). Вначале был проведен констатирующий эксперимент, который показал, что, несмотря на чёткое знание формулировки опреде ления линейного угла, учащиеся не умеют распознавать это понятие в предложенных им задачах, у учащихся не сформированы необходимые признаки линейного угл а , в результате чего алгоритм распознавания этого понятия, возникший у них стихийно, не является оптимальным. Обучающий эксперимент был построен в соответствии с теорией формирования умственных действий и содержал в себе элементы лабораторной работы. Результаты обучающего экспери мента позволяют сделать следующие выводы: изучение принци пиально нового понятия по методике, основанной на теории формирования умственных действий, ведёт к созданию у учащихся наиболее рациональных алгоритмов выполнения этого действия; запоминание признаков понятия происходит непроизвольно, в ходе выполнения лабораторной работы; сформированное понятие начинает работать при решении задач.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=