УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. ВЫП.2.1969

что вызывает упреки католических историков в адрес со­ циал-демократии Говоря о позициях германской социал-демократии в 70 и 80 годы в отношении религиозно-политической борьбы надо признать ее некоторые заслуги в этом вопросе, некоторый положительный опыт, который не утратил своего практиче­ ского значения и для современности. Некоторые тогдашние выступления германских социал-демократов по религиозно­ политическим вопросам звучат злободневно и до наших дней (например, речь А. Бебеля в рейхстаге 17 июня 1872 г. при обсуждении законопроекта о высылке иезуитов) 2. Главная заслуга германской социал-демократии в этом вопросе з а ­ ключается в том, что она сохранила свои самостоятельные позиции пролетарской партии и не слилась с буржуазными партиями — национал-либералами и прогрессистами в борь­ бе против католической церкви и ее партии Центра. Она правильно критиковала непоследовательность антиклерика­ лизма правительства Бисмарка и левых буржуазных партий во главе с национал-либералами. Однако ошибочные теоретические позиции германской социал-демократии по вопросу религии (объявление религии частным делом) не дали ей возможность разработать боевую развернутую и научно-обоснованную программу борьбы с клерикализмом. Тем самым германская социал-демократия не смогла по-настоящему противопоставить поверхностному буржуазно лживому антиклерикализму национал-либералов и прогрессистов свою боевую программу пролетарского анти­ клерикализма, связывающую борьбу против религии с борь­ бой за социализм. А именно этого и требовал В. И. Ленин от пролетарской марксистской партии. «Буржуазному и бисмар- кианскому антиклерикализму,— пишет В. И. Ленин,— с. д. должны были противопоставить именно подчинение борьбы с религией борьбе за социализм»3. О начала 90 годов католическая партия Центра все боль­ ше и больше выступает в качестве третьей партии (наряду с национал-либералами и консерваторами) германской импе­ риалистической буржуазии. В то же время германская соци­ ал-демократия по-прежнему, исходя из положения «Объявле­ ние религии частным делом», равнодушно смотрела на то, как католическая церковь и ее партия Центра одурманива­ 1 К. В а с h е гл. Vorgeschichte, Geschichte und Politik der deutschen Zentrumspartei. В. IV, S. 1116, 117. L. Zach, 50 Jahre Zentru, S 52, Berlin, 1921. 2 Stenographische Berichte, 1872. В. II, S. 11079—1082. «Volksstaat», N 56, 1872. 3 В. И. Л е н и н . Об отношении рабочей партии к религии. Полн. собр. соч., т. 17, стр. 425. 220

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=