УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. ВЫП.2.1969
мокр ата я -считает релилию частным делом по отношению к государству, а отнюдь не по отношению к себе, не по отно шению к марксизму, не по отношению к рабочей партии» !. После смерти К. Маркса и Ф. Энгельса руководство гер манской социал-демократии, как и всего II Интернационала, все больше и больше переходило на позиции оппортунизма вообще, в частности, на позиции .ревизионизма. Это относится и к ее позициям по вопросам религии. На практике прими ренческое ревизионистское отношение к религии в герман ской социал-демократии и других партиях II Интернациона ла заходило значительно дальше, чем в теории. Например, было и остается до сих пор широко распространено мнение в среде руководителей германской социал-демократии и II Интернационала, что можно быть одновременно верующим ■ христианином (даже священником) и хорошим социал-демо кратом. В 1902 г. французский журнал «Социалистическое движе ние» 2 разослал анкету руководящим деятелям партий II Ин тернационала об их отношении к религии3. Вот некоторые из ответов на эту анкету. К. Каутский заявил: «Нет ничего невозможного быть одновременно верующим христианином и социал-демократом» 4. Социал-демократ Фридрих Штампфер в авоем ответе старается доказать, что социал-демократия выполняет то, что было завещано ранним христианством и что идеи социал-демократии не противоречат основным идеям раннего христианства. «И в этом смысле,— пишет Штампфер,— может не только христианин быть социал-де мократом, но и каждый социал-демократ быть христиани ном» 5. Известный немецкий ревизионист Фольмар категори чески заявил: «Религиозные взгляды (членов социал-демо кратической партии) не имеют никакого отношения к 1 В. И. Л е н и н. Об отношении рабочей партии к религии. Полн. собр. соч., т. 17, стр. 417; Ф. Э н г е л ь с . Введение к работе К. Маркса «Граж данская война во Франции». Соч. Изд. 2, т. 22, стр. 195. 2 Le mouvement Socialiste. 3 Литературное наследие Г. В. Плеханова, под. ред. П. Ф. Юдина и др. Сб. VII, стр. III, 1939. 4 Ответ К. Каутского был напечатан в теоретическом органе герман ской социал-демократии «Die neue Zeit», 1903, № 1—3. Затем несколько раз выходил отдельным изданием под заглавием «Die Sozialdemokratie und die Katholische Kirche». В 1947 г. западногерманская социал-демократия снова переиздала эту книгу в Гамбурге как установочную для партии. Имеется йесколько переводов на русский язык. Цитирую по кн:: К. К а у т с к и й . Социал-демократия и католическая церковь. Изд-во «Труд» М., 1906, стр. 4, 16. Кстати, К. Каутский, написавший подробные комментарии к Эрфуртской программе, обходит молчанием вопрос об отношении рабо чей партии к религии. К. К а у т с к и й . Эрфуртская программа, М., 1922. 5 Ф. Ш т а м п ф е р и Э. В а н д е { ^ в е л ь д е . Социал-демократия и религия. Изд-во «Новый мир», М., 1907, стр. 50. 213
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=