УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. ВЫП.2.1969
масс положения. Так, например, берлинский делегат Фогель предложил включить в программу партии конкретное требо вание о полном отделении церкви от государства и школы от церкви, об устранении религиозных обрядов из общественной жизни и религиозного преподавания из школы '. Лейпцигские делегаты также предлагали включить в про грамму партии требование об устранении религиозного пре подавания из школы. Но одновременно с этим правильным предложением те же лейпцигские делегаты внесли оппорту нистическое предложение, которое станет на долгие годы догмой германской социал-демократии. Мы имеем в виду формулу: «религия является частным делом» 2. Это оппорту нистическое предложение лейпцигских делегатов не нашло должного отпори на съезде в Готе. Больше того — в защиту его выступил докладчик по программному вопросу В. Либк- нехт3. Когда же А. Бебель предложил включить в программу партии требование об отделении церкви от государства, то против этого предложения выступил В. Либкнехт, мотивируя сваи позиции тем, что требование — «объявление релищ ча стным делом» — предполагает также отделение церкви от государства. А в конечном итоге ценное предложение А. Бе беля о включении в программу партии требования об отде лении церкви от государства было отклонено4. Хотя руководители Германской социал-демократии спря тали от партии марксову «Критику готской программы», однако в отдельных случаях они должны были считаться с этой критикой. Например, раскритикованное К. Марксом оппортунистическое требование «Свобода совести» было вы брошено из Готской программы при окончательном ее редак тировании на съезде. Но на место этого оппортунистического предложения было включено в Готскую программу другое не менее оппортунистическое: «Объявление религии частным делом» 5. В 1891 г., накануне очередного партийного съезда в Эрфруте, где должен был обсуждаться программный воп рос, по настоянию Энгельса была наконец опубликована «Критика готской программы» К. Маркса в теоретическом органе германской социал-демократии «Новое время», но, к сожалению, с пропусками. В частности, были опущены сле дующие -слова: «отправлять свои религиозные, так же как 1 Die ersten deutschen sozialisten Kongresse, S. 74. 2 Die ersten deutschen sozialisten Kongresse, S. 75. 3 Ibid, S. 99. 4 Die ersten deutschen sozialisten Kongresse, S. 112, 1)13. 5 К. М а р к с . Критика Готской программы. Партиздат, 1932, стр. 110 (приложение). Ф. М е р и н г. История германской социал-демократии. Изд. 2, т. IV, 1923, стр. 110, 315. 14* 211
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=