УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. ВЫП.2.1969

масс положения. Так, например, берлинский делегат Фогель предложил включить в программу партии конкретное требо­ вание о полном отделении церкви от государства и школы от церкви, об устранении религиозных обрядов из общественной жизни и религиозного преподавания из школы '. Лейпцигские делегаты также предлагали включить в про­ грамму партии требование об устранении религиозного пре­ подавания из школы. Но одновременно с этим правильным предложением те же лейпцигские делегаты внесли оппорту­ нистическое предложение, которое станет на долгие годы догмой германской социал-демократии. Мы имеем в виду формулу: «религия является частным делом» 2. Это оппорту­ нистическое предложение лейпцигских делегатов не нашло должного отпори на съезде в Готе. Больше того — в защиту его выступил докладчик по программному вопросу В. Либк- нехт3. Когда же А. Бебель предложил включить в программу партии требование об отделении церкви от государства, то против этого предложения выступил В. Либкнехт, мотивируя сваи позиции тем, что требование — «объявление релищ ча­ стным делом» — предполагает также отделение церкви от государства. А в конечном итоге ценное предложение А. Бе ­ беля о включении в программу партии требования об отде­ лении церкви от государства было отклонено4. Хотя руководители Германской социал-демократии спря­ тали от партии марксову «Критику готской программы», однако в отдельных случаях они должны были считаться с этой критикой. Например, раскритикованное К. Марксом оппортунистическое требование «Свобода совести» было вы­ брошено из Готской программы при окончательном ее редак­ тировании на съезде. Но на место этого оппортунистического предложения было включено в Готскую программу другое не менее оппортунистическое: «Объявление религии частным делом» 5. В 1891 г., накануне очередного партийного съезда в Эрфруте, где должен был обсуждаться программный воп­ рос, по настоянию Энгельса была наконец опубликована «Критика готской программы» К. Маркса в теоретическом органе германской социал-демократии «Новое время», но, к сожалению, с пропусками. В частности, были опущены сле­ дующие -слова: «отправлять свои религиозные, так же как 1 Die ersten deutschen sozialisten Kongresse, S. 74. 2 Die ersten deutschen sozialisten Kongresse, S. 75. 3 Ibid, S. 99. 4 Die ersten deutschen sozialisten Kongresse, S. 112, 1)13. 5 К. М а р к с . Критика Готской программы. Партиздат, 1932, стр. 110 (приложение). Ф. М е р и н г. История германской социал-демократии. Изд. 2, т. IV, 1923, стр. 110, 315. 14* 211

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=