УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. ВЫП.2.1969
при обсуждении законопроекта о высылке иезуитов, называя «культуркампф» комедией, указывает на то, что «эта коме дия предназначена для того, чтобы отвлекать народ от его истинных интересов» *. Но, к сожалению, этот глухой и не определенный намек на истинное значение «.культуркампфа» не получил дальнейшего развития ни в выступлениях самого А. Бебеля, ни на страницах «Народного государства». «На родное государство» подхватило крылатое выражение А. Бе беля: «Культуркампф» — комедия», и из номера в номер повторяло его на протяжении нескольких л е т 2. Однако «На родное государство» не смогло раскрыть более глубокий смысл «культуркампфа». «Культуркампф» был не только ко медией — это событие было значительно сложнее, чем его представляло «Народное государство». Из всего сказанного выше можно сделать следующий вы вод: Германская социал-демократическая партия (эйзенахов- цев) в первую половину 70 годов занимала в основном пра вильные позиции по отношению к религии и церкви. Мы подчеркиваем выражение «в основном» потому, что настоя щей боевой, научно-обоснованной антиклерикальной про граммы германская социал-демократия не имела и в первую половину 70 годов, хотя объективная обстановка острой ре лигиозно-политической борьбы этого времени («культур кампф») требовала от пролетарской марксистской партии создания именно такой программы. Социал-демократическая партия Германии и в это время не вела систематической работы по линии высвобождения рабочих из-под влияния ка толической церкви и ее партии Центра, за привлечение като лических рабочих на свою сторону. Правда, в письме к свя щеннику Гогофу в феврале 1874 г. А. Бебель категорически заявил: «Католический народ, который заботится и тру дится..., этот народ принадлежит нам, и мы надеемся, что наступит еще день, когда у него откроются глаза, чтобы взглянуть в нашу сторону»3. К сожалению, это была только декларация, которая не нашла широкого применения в по вседневной работе германской социал-демократии. Кроме того, необходимо отметить, что отдельные нотки нейтрального примиренческого отношения к религии со сто роны германской социал-демократии чувствовались уже тог да, в первую половину 70 годов. Это относится прежде всего к социал-демократической (эйзееаховской) печати. Так, на пример, социал-демократическая газета «Народное государ ство» за весь 1872 г. поместила только одну антирелигиозную статью «Об атеизме», да и эта статья излагала вопрос об 1 Stenographiche Berichte, 1872, В. II, S i!079, «Volksstaat», N 56, 1872. 2 «Volksstaat», NN 95, 105, 117, 118, 123, 1873, political Uebersichte. 3 А. Б е б е л ь . Христианство и социализм, стр. 28. 208
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=