УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. ВЫП.2.1969

решаются отменить религиозное преподавание в ш коле !. Когда в начале 70 годов в Германии разгорается религиоз­ но-политическая борьба .между правительством Бисмарка и католической церковью, известная под названием «культур- кампф», то в эту борьбу вмешивается и германская социал- демократия. 17 июня 1872 г. при обсуждении в рейхстаге законопроекта об иезуитах выступил с яркой речью А. Бе­ бель. В этой речи А. Бебель дал остроумную и глубокую критику с позиций пролетариата законопроекта об иезуитах. Он указывает на то, что католицизм защищает принципы прошлого, рредневекового государства, а протестантизм — современного капиталистического государства. Однако и ка­ толицизм и протестантизм находятся в противоречии с сов­ ременной наукой. Затем Бебель отмечает, что правительство Бисмарка ведет борьбу против иезуитов, чтобы укрепить свой авторитет в глазах м асс2. Эту мысль А. Бебеля подробно развивает социал-демокра­ тическая (эйзенаховская) газета «Народное государство», которая совершенно правильно замечает, что в «культур- кампфе» речь идет о том, кто должен господствовать над массами: католическая церковь или государство. «Народное государство» называет «культуркампф» двойной комедией: со стороны папы Римского и со стороны германского канц­ лера Бисмарка. «Папа очень хорошо знает,— пишет «Народ­ ное государство»,— что бисмарковриие «преследования» мо­ гут быть только на пользу католицизму... Для Бисмарка эта комедия также полезна, как для папы и иезуитов. Это клас­ сическая двойная комедия»3. Несколько позднее «Народное государство» снова указывает на то, что дуэль между папой Римским и германским императором пойдет на пользу тому и другому. В октябре 1873 г. происходили выборы в прусскую палату депутатов. Эти выборы привели к увеличению количества де­ путатов католической партии Центра. Отмечая этот факт, «Народное государство» подчеркивает, что это результат «культуркампфа», который усилил влияние партии Центра среди избирателей 4. В брошюре, посвященной парламентской деятельности социал-демократии, вышедшей в 1874 г., А. Бе­ бель еще раз подчеркивает, что «культуркампф» есть метод усиления господства эксплуататорских классов над массами. «Культуркампф»,— пишет А. Бебель,— не есть борьба за об­ разование, за культуру, за цивилизацию, как это у т в е р ж д а ю т , 1 Volksstaat, NN 6, 70, 1872. 2 Stenogrophiche Berichte i872. В. II, S.1089—1080. «Volksstaat». N 56, 1872. 3 Doppelkomedie, «Volksstaat», NN 3, 27, 1873. 4 Volksstaat, N 101, 111, 1873, politische Ubersichte. 206

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=