УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. ВЫП.2.1969
решаются отменить религиозное преподавание в ш коле !. Когда в начале 70 годов в Германии разгорается религиоз но-политическая борьба .между правительством Бисмарка и католической церковью, известная под названием «культур- кампф», то в эту борьбу вмешивается и германская социал- демократия. 17 июня 1872 г. при обсуждении в рейхстаге законопроекта об иезуитах выступил с яркой речью А. Бе бель. В этой речи А. Бебель дал остроумную и глубокую критику с позиций пролетариата законопроекта об иезуитах. Он указывает на то, что католицизм защищает принципы прошлого, рредневекового государства, а протестантизм — современного капиталистического государства. Однако и ка толицизм и протестантизм находятся в противоречии с сов ременной наукой. Затем Бебель отмечает, что правительство Бисмарка ведет борьбу против иезуитов, чтобы укрепить свой авторитет в глазах м асс2. Эту мысль А. Бебеля подробно развивает социал-демокра тическая (эйзенаховская) газета «Народное государство», которая совершенно правильно замечает, что в «культур- кампфе» речь идет о том, кто должен господствовать над массами: католическая церковь или государство. «Народное государство» называет «культуркампф» двойной комедией: со стороны папы Римского и со стороны германского канц лера Бисмарка. «Папа очень хорошо знает,— пишет «Народ ное государство»,— что бисмарковриие «преследования» мо гут быть только на пользу католицизму... Для Бисмарка эта комедия также полезна, как для папы и иезуитов. Это клас сическая двойная комедия»3. Несколько позднее «Народное государство» снова указывает на то, что дуэль между папой Римским и германским императором пойдет на пользу тому и другому. В октябре 1873 г. происходили выборы в прусскую палату депутатов. Эти выборы привели к увеличению количества де путатов католической партии Центра. Отмечая этот факт, «Народное государство» подчеркивает, что это результат «культуркампфа», который усилил влияние партии Центра среди избирателей 4. В брошюре, посвященной парламентской деятельности социал-демократии, вышедшей в 1874 г., А. Бе бель еще раз подчеркивает, что «культуркампф» есть метод усиления господства эксплуататорских классов над массами. «Культуркампф»,— пишет А. Бебель,— не есть борьба за об разование, за культуру, за цивилизацию, как это у т в е р ж д а ю т , 1 Volksstaat, NN 6, 70, 1872. 2 Stenogrophiche Berichte i872. В. II, S.1089—1080. «Volksstaat». N 56, 1872. 3 Doppelkomedie, «Volksstaat», NN 3, 27, 1873. 4 Volksstaat, N 101, 111, 1873, politische Ubersichte. 206
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=