УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. ВЫП.2.1969
в которые входили «е только представители мелкой буржуа зи и— крестьяне, ремесленники, торговцы, но и рабочие*. Как сообщает официальный отчет о первом съезде католиче ских союзов Германии в Майнце в октябре 1848 г., вся Германия «от Альп до Балтики, от Рейна до Польши» покры лась густой сетью католических -союзов2. В дальнейшем, в 50—60 гг., не только в Германии, но и в ряде других стран Запада католические союзы стали расти, как грибы. В 1864 г. Майнцский епископ Вильгельм Каттелер выпустил книгу «Ра бочий вопрос и христианство»3, которая стала на много'лет платформой католической социальной демагогии в рабочем движении Германии и ряда других стран. 6 сентября 1869 г. съезд католических союзов в Дюссельдорфе постановил: «Потребовать от всех христиан всех сословий заботиться о рабочем классе и способствовать его экономическому и нрав ственному процветанию»4. Проникновение католической агентуры в 'Международное рабочее движение заставило К- Маркса и Ф. Энгельса на сторожиться и забить тревогу но поводу католической дема гогии в рабочем движении. В письме к Ф. Энгельсу 25 сен тября 1869 г. К- Маркс пишет: «Во время этой поездки че рез Бельгию, пребывания в Аахене и путешествия вверх по Рейну я убедился, что необходимо энеротчно бороться с попами, особенно в католических местностях. В таком н а правлении я и буду действовать через Интернационал. Эти собаки (например, епископ Кеттелер в Майнце, попы на Дюссельдорфском съезде и т. д.) заигрывают, где это им к а жется удобным, с рабочим вопросом»5. Немецкая социал- демократическая газета «Народное государство» в начале 70 годов в свою очередь сигнализирует о том, что католиче ское духовенство берет под свое влияние рабочих, в част ности, горняков Вестфалии я использует их в своих церковно клерикальных целях 6. 1 V erhandlungen der ersten Versamm lung des katholischen Vereines Deutschlandes am 3, 4, 5 und 6 Oktober zu Mainz. Amtlicher Bericht, Mainz, 1848, s 11, 61. 2 Ibid., s. IV. 3 W. K e t t e l e r . Die A rbeiterfrage und das Christentum, Mainz, 1864, 4 Auflage, 1890; М. М. Ш e й н м а н. Предыстория послания Льва ХШ Rerum novanorum. Вопросы истории и атеизма, т. 4, М., 1956, стр. 90—96. 4 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч. Изд. 2, т. 32, стр. 652 (приме чания). 5 К. М а р к с . Письмо к Ф. Энгельсу от 25 сентября 1869 года. Соч. Изд. 2, т. 32, стр. 298. 6 Der Volksstaat, O rgan der Sozialdemokratischen Arbeiterpartei und der Internationalen Gewerksgenossenschaften, Leipzig, № 69, 8 августа 1873 г. politische Ubersicht. 204
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=