УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. ВЫП.2.1969
ное «ограничение» феодально-земельной собственности со стоит в том, что часть этой земли должна быть разделена крестьянам в надел (держ ани е )»1. Создается впечатление, что такое ограничение кажется Б. Ф. Поршневу маловажным, а между тем оно касается главного производственного отно шения (феодал — крестьяне) и его признание фактически оз начает согласие с тезисом М. В. Колганова о том, что «фео далы и крестьяне фактически владели одной и той же зем лей,,.». Это обстоятельство ни в коем случае не отменяет то го факта, что крестьяне противостояли феодалам как экс плуатируемый и угнетенный класс. Следует согласиться с необходимостью того, что М. Д. Барг назвал «современным содержанием» марксистской концепции феодализма. Сам он определяет его следующим образом: «Марксистская медиевистика рассматривает фео дализм как способ производства, основанный на сочетании крупной земельной собственности и зависимого мелкокресть янского хозяйства, эксплуатируемого в пользу номинальных собственников земли методами внеэкономического принужде ния, опираясь на патримониальные формы государства » 2. Эта. характеристика феодализма привлекает признанием большого значения хозяйства крестьян, которые, в отличие от феодалов, как номинальных собственников, были факти ческими владельцами земли3. Как нам кажется, определение феодализма, предложенное М. А. Баргом, находится в про тиворечии с его утверждением о «частно-вотчинной системе собственности». В самом деле, если феодалы являлись толь ко номинальными собственниками земли, то последняя не мо жет быть предметом их частной собственности. Очень близки по своей сути к определению феодализма М. А. Барга выво ды; предложенные А. Я- Гуревичем в дискуссионной статье «Земельная собственность в дофеодальных и раннефеодаль ных обществах». Для нашей цели наибольший интерес пред ставляет следующий вывод А. Я- Гуревича: «В средние века, в особенности в раннее средневековье, понятие «частная соб ственность» неприложимо к земле ни тогда, когда она при надлежит 'мелкому землевладельцу, ни тогда, когда она вме сте с ним подпадает под власть крупного землевладельца. В J Б. Ф. П о р ш и е в. Феодализм in народные массы. «Наука», М., 1964. 2 М. А. Б а р г . Концепция феодализма в современной буржуазной историографии. «Вопросы истории», 1965, № 1, стр. 9l7. 3 Интересный в этом плане факт установил Ю. Г. Алексеев: в Пере яславском уезде в XV в. имели место случаи перехода крестьян из вот чины в волость вместе со своими участками («Аграрная и социальная ис тория северо-восточной Руси XV—XVI вв.». «Наука», 1966, стр. 105). Со вершенно очевидно, что такой переход был бы невозможен, если бы крестьяне, живущие в составе вотчины, не были собственниками (конеч но, ограниченными) своей земли.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=