УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. [ВЫП.1].1967

же следует включить элементы профессионального обучения. В то же время каждому рабочему должно быть разъяснено, что уровень развития предприятия ставит перед ним задачу: либо учиться и получить более высокое общее и профессио­ нальное образование, либо уступить место более квалифици­ рованному человеку, а самому перейти на менее квалифици­ рованную работу. Целесообразным являете'*? предложение о введении о б я з а ­ тельных сроков перетарификации рабочих и ежегодном пре­ мировании лиц, успешно сочетающих учебу с производствен­ ной деятельностью. Кроме того, если каждый рабочий, будет знать, что через 1,5 или два года его р а зр яд будет пересмот­ рен и к тому же это отразится на его заработке, то стремле­ ние к систематической учебе, несомненно, усилится. В настоящее время на многих предприятиях страны при­ меняется ступенчатая система обучения рабочих. Сущность ее заключается в повышении квалификации — по ступеням обучения — от простой кб все более сложной. При этом к а ж ­ дая последующая ступень обучения является продолжением предыдущей. Количество ступеней и объем знаний устанав­ ливается для каждой отрасли промышленности и в каждом отдельном случае корректируется в зависимости от условий производства. Любой рабочий после окончания одной ступени может начать обучение на следующей без приемных экзаме­ нов. Д аж е при переходе с одного предприятия на другое он имеет возможность не повторять одни и те же курсы, а про­ должать обучение, о чем делается отметка в его дипломе, где указывается последовательность роста квалификации, а т а к ­ же уровень технических знаний рабочего. Желательно, чтобы эта ступенчатая система обучения включала и определенную общеобразовательную подготовку, тем самым осуществля­ лась бы органическая связь между профессиональным и об­ щим образованием. Заслуживает внимания и система повышения общих и профессиональных знаний в так называемых «сменных сред­ них школах мастеров», созданных на Челябинском металлур­ гическом заводе и других предприятиях страны. На первой ступени этих школ без отрыва от производства обучаются рабочие с образованием 5—6 классов. З аканчив ая школу, они получают неполное среднее образование и очередной кв а ­ лификационный р а зр яд по специальности. Н а вторую сту­ пень принимаются рабочие, имеющие образование 7—8 клас ­ сов. Окончив ее, они получают аттестат зрелости и удостове­ 80

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=