УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. [ВЫП.1].1967

тительной формой подготовки рабочих являются профес­ сионально-технические училища, где на профессиональное обучение отводится от 1500 до 5000 учебных часов, в то вре­ мя как на производстве-— до 1000 часов, а в средней школе после перехода на десятилетнее обучение—-всего лишь 708 часов. Училища имеют солидную учебно-материальную базу, сложившиеся кадры преподавателей и т. д. Однако они не дают законченного среднего образования. Правда, по м е ­ ре перехода к всеобщему среднему образованию молодежи (что предусмотрено Директивами XXIII съезда КПСС) и увеличения выпусков из средней школы профессионально- техническое обучение будет все больше переводиться на базу полного среднего образования. Только в 1966 г. в профессио­ нально-технические училища придет 400 тыс. выпускников средней школы. Несмотря на предпочтение подготовки в профессиональ­ но-технических учебных заведениях, значительная часть р а ­ бочих кадров все же готовится непосредственно на производ­ стве (на одного рабочего, обученного в профтехучилищах, приходится сейчас трое рабочих, получивших лишь н а т а л ь ­ ную квалификацию непосредственно на предприятии); оно жй •является основной сферой повышения их квалификации. Здесь всевозможные школы и курсы дают новые знания по данной профессии (или специальности), способствуют приоб­ ретению передового опыта, вторых и третьих профессий (спе­ циальностей), но, как правило, они т акж е не повышают уро ­ вень общего образования. Школы рабочей молодежи, заочные школы, повышая об­ щеобразовательный уровень рабочих, не дают им профессио­ нальных знаний. В результате возникает противоречие м еж ­ ду системами повышения (приобретения.) профессионального мастерства и общеобразовательного уровня. Это приводит к тому, что рабочие вынуждены заниматься чем-то одним. Как правило, они предпочитают повышение профессиональной квалификации, ибо последнее дает определенные материаль ­ ные преимущества (повышение разряда , перевод на другую высокооплачиваемую работу и т. д .). Отчасти этим объ я с ­ няется значительный отсев учащихся из школ рабочей моло­ дежи. Д л я устранения существующего противоречия необходи­ мо, чтобы профессионально-технические училища давали и законченное среднее образование той части молодежи, кото­ рая его не имеет. В программу школ рабочей молодежи т а к ­ 79

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=