УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. [ВЫП.1].1967

Данные табл. 4 показывают возрастающую роль профес­ сионально-технических училищ и уменьшение значения под­ готовки рабочих кадров в средней школе и на производстве. Система внутрипроизводственного обучения,в будущем все более будет служить для повышения квалификации рабочих, уже имеющих специальность. В связи с сокращением срока .обучения в средней школе до 10 лет уменьшились возможности для непосредственной подготовки рабочих кадров. Профессиональное обучение бу­ дет теперь осуществляться постольку, поскольку вообще не­ возможно коммунистическое воспитание учащихся без соеди­ нения обучения с общественно-полезным производительным трудом, который всегда предполагает получение определен­ ной специальности или, по крайней мере, определенных про­ фессиональных навыков. Но средняя школа по-прежнему ос­ танется основным источником кадров, способных после небольшой дополнительной подготовки овладеть более слож ­ ными рабочими профессиями и специальностями. Эту допол­ нительную подготовку они, очевидно, должны получать в си­ стеме профессионально-технических училищ или на произ­ водстве. В настоящее время молодые рабочие, имеющие высокий общеобразовательный уровень, не получают на производстве соответствующей им профессиональной подготовки. Как пра ­ вило, онц обучаются в течение небольшого срока непосредст­ венно на рабочем месте и только, узкому кругу трудовых функций. В результате большие возможности образования не используются. Возникает разрыв между высокой общеоб­ разовательной и относительно низкой профессиональной под­ готовкой, что снижает материальные и моральные стимулы к труду, отражается на его производительности. И в этом — один из недостатков внутрипроизводственной подготовки. Не случайно проверка результатов труда молодых, станочни­ ков на машиностроительных заводах Москвы, Ленинграда и ряда других городов показала, что большинство из них в т е ­ чение первых 3—4 месяцев самостоятельного труда, а по от­ дельным профессиям и еще дольше не справляются с выпол­ нением норм. Это отражается на их заработке и снижает ин­ терес к делу. В ряде случаев их заработок бывает даже ниже, чем оплата учеников. Зачастую в таких случаях молодые станочники стремятся перейти на работы, которые легче ос­ воить, или вообще покидают предприятие. Во избежание этого руководителям машиностроительных 76

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=