УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. [ВЫП.1].1967
как правило, малоквалифицированного труда, а т акже и тем, что школа располагает ограниченными возможностями для подготовки квалифицированных рабочих. В 1965 г. на про мышленных предприятиях Тульской области 42,4% рабочих трудились вручную (не при машинах и механизмах), а на а в томатическом оборудовании работало всего лишь 1,6% '• Наличие большого количества малоквалифицированных и, следовательно, низкооплачиваемых работ приводит к тому, что становится все труднее привлекать для их выполнения молодых рабочих с высоким общим образованием. Это при водит к текучести рабочих кадров, нецелесообразной органи зации труда, недоиспользованию ценного оборудования. Возникает противоречие: с одной стороны, постоянно р а с тет общеобразовательный и технический уровень работников, а с другой,— по-прежнему сохраняется-высокий удельный вес малоквалифицированных ручных работ. Последнее в р я де случаев мешает росту общей и специальной подготовки, уменьшает стимулы к повышению квалификации. Значитель ный удельный вес рабочих с низкой общеобразовательной подготовкой как раз и является одним из проявлений этого противоречия. Это т акже приводило к тому, что средние шко лы с производственным обучением, д а в а я учащимся хорошую общеобразовательную подготовку, были вынуждены в боль шинстве случаев готовить их по узким специальностям низ шей квалификации. Достаточно сказать, что в 1963/64 учеб ном году более 60% выпускников одиннадцатых классов школ Тульской области получили профессии токарей, фрезе ровщиков и слесарей, в то время как радиомонтеров — всего 2,6%, а операторов машиносчетных станций — 0,05%. Не бы ло подготовлено ни одного наладчика или оператора сложно го автоматического оборудования2- Экономические результаты образования рабочих (вклю чая повышение их квалификации) во многом зависят от форм обучения. Более эффективные формы обучения дают рабоче му широкую профессиональную подготовку, облегчают приоб ретение производственного опыта и дальнейшее повышение квалификации. Так, рабочие, получившие шахтерскую про фессию в профессионально-технических училищах, становят ся машинистами комбайнов на 1,8 года раньше, а электро сл е с ар ями— на 1,5 года раньше, чем обученные на производ- ств%. Работницы обогатительных фабрик, обучавшиеся в про• Данные Тульского облстатуправления. 2 Рассчитано по данным Тульского облстатуправления. 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=