УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. [ВЫП.1].1967
особенно оно велико в начальный период (первые годы р а боты), когда человек приобретает производственный опыт и трудовые навыки, применяет полученные знания на практи ке, или, ка к говорят, осваивает «тонкости» своей профессии. Здесь более высокое образование дает возможность быстрее повысить эффективность труда. В дальнейшем (при стаже работы свыше пяти лет) все большее значение приобретают профессиональные знания, полученные в результате собственного опыта и путем обуче ния в системе повышения квалификации. Квалификация р а бочих по существу также является функцией образования, ибо она растет на протяжении всей их трудовой деятельнос ти не только з а счет приобретения опыта в процессе труда, но и бла годаря пополнению знаний, путем дополнительного обучения, изучения смежных профессий, передового опыта и т. д. Значение общего образования для квалификации рабочих также возрастает. Согласно материалам одного из массовых обследований, с увеличением образовательного ценза на один год (при неизменности стажа работы) средний ра зряд р або чих повышается на 0,2. При этом нарастание разряда рабочих происходит равномерно с увеличением образовательного уровня (от 4 до 10 классов школы) В условиях быстрого развития техники д аже значитель ный производственный опыт в ряде случаев не может возмес тить недостаток знаний или отставание общеобразователь ной и технической подготовки. Если раньше высокая кв али фикация, как правило, была связана с виртуозностью выпрл- нения ручных приемов, требующей долголетнего опыта, то в настоящее время признаком высокой квалификации все б о лее становится высокий общеобразовательный и технический уровень работников, способность охватить весь производст венный процесс, умение управлять и контролировать работу целой системы машин, т. е. все большее значение приобре тают общие и специальные знания. К сожалению, молодежь, имеющая хорошую общеобразо вательную подготовку, во многих случаях используется на работах, не требующих высокой квалификации. В резуль та те полученные знания применяются неполностью. Такое по ложение объясняется тем, что в силу незавершенности ком плексной механизации на производстве еще много ручного, I ’ ■ А. А г а н б е г я н , В. М а й е р . Заработная плата в СССР. М., Гос- политиздат, 1959, стр. 14. 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=