УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. [ВЫП.1].1967

Однако, хотя производство и не требует сейчас от всех рабочих высокого образования, это не означает, что уровень его не следует повышать. Последнее необходимо прежде все­ го потому, что высококвалифицированные и образованные рабочие не'ограничиваются добросовестным трудом на своих рабочих местах, а проявляют заботу о творческих успехах всей бригады, цеха, предприятия. Они реже допускают брак продукции, поломки и аварии машин, реже травмируются, более творчески участвуют в производственном процессе, ак ­ тивнее совершенствуют его, становясь рационализаторами и изобретателями, новаторами производства. Анализ показывает, что средний общеобразовательный уровень рационализаторов примерно на один класс выше, чем у остальных рабочих. Повышение образовательного уровня на один класс (в пределах с VI класса по X) дает прирост удельного веса рационализаторов в среднем на 6%. Установлено, что рабочие с 9— 10-классным образованием примерно в два р а з а быстрее осваивают новую технику, чем их товарищи, имеющие знания в объеме 6—7 классов. Таким образом, чем выше образовательный уровень кадров, тем ак ­ тивнее применяются в производстве накопленные ими з н а ­ ния, тем выше их способность к труду. Поэтому не случайно Директивы "XXIII съезда КПСС по новому пятилетнему плану предусматривают дальнейшее р а з ­ витие народного образования, повышение общеобразователь­ ного уровня населения и качества подготовки кадров. В т е ­ чение пятилетия будет завершено в основном введение всеоб­ щего среднего образования для м о л од ежи 1. Эта з а д ач а св я ­ зана не только с растущими требованиями производства, со стремлением создать условия для всестороннего развития» каждого человека, но и с необходимостью повысить экономи­ ческую эффективность образования, его влияние на рост про­ изводительности труда. Зависимость производительности труда от общеобразова­ тельного уровня подтверждается всей практикой социалисти­ ческого строительства и исследованиями многих экономистов. Так, установлено, что каждый миллион рублей, израсходован­ ный на школьное образование, увеличивает национальный д о ­ ход от прироста производительности труда примерно на 1 См.: «Директивы XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану разви­ тия народного хозяйства СССР на 1966—1970 гг.». М., Госполитиздат 1966, стр. 50. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=