УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. [ВЫП.1].1967

В данной статье рассматривается роль образования лишь в подготовке рабочих кадров. Этот процесс является важнейшим элементом воспроиз­ водства рабочей силы. Он включает получение общих и про­ фессиональных знаний, приобретение необходимого производ­ ственного опыта и трудовых навыков, привычки трудиться в данных и изменяющихся условиях, при определенной интен­ сивности труда. Большое значение имеет развитие способ­ ностей к творчеству,.умение по-государственному относиться к своему труду и т. д. Иначе говоря, в период перехода к ком­ мунизму, подготовка кадров — это не только получение какой- либо специальности, но и воспитание человека, для которого груд со временем станет первой жизненной потребностью. Основой, на которой развиваются трудовые навыки, приоб­ ретается производственный опыт, совершенствуются способ­ ности к труду, служит общее и специальное образование. В современных условиях эффективность знаний неизмеримо возрастает. Если еще совсем недавно в ряде отраслей н арод ­ ного хозяйства результаты, производственной деятельности во многом зависели от мускульной силы работников, то в нас­ тоящее время они в большей мере определяются культурно- техническим уровнем кадров. На современных машинах и механизмах, новейшем обо ­ рудовании успешно могут работать лишь лица с высокой о б ­ щеобразовательной и специальной подготовкой, так как ос­ новную часть их рабочего времени занимают функции уп ­ равления и активного наблюдения за производственным про­ цессом, значительный удельный вес приходится на проведе­ ние технических расчетов и замеров. Влияние более совершенного производства на уровень об ­ щего образования рабочих показано в табл. 1. Из табл. 1 видно, что .р цехах и л ав ах с высокой механи­ зацией и автоматизацией уровень общеобразовательной под­ готовки рабочих выше. В то же время здесь имеются и р а ­ ботники с начальным образованием. Последнее, объясняется тем, что на этих участках производства еще отсутствует ком ­ плексная механизация и автоматизация, наряду со сложными операциями сохраняются и простейшие (по загрузке и р а з ­ грузке полуавтоматов, транспортеров и т. д.), которые не тр е ­ буют от рабочих высоких знаний. Поэтому пока не решена проблема комплексной механизации и автоматизации, сохра­ няются условия, вызывающие более или менее значительные различия в уровне образования рабочих и их квалификации.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=