УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. [ВЫП.1].1967
лей за неподчинение государственной администрации Этими действиями прусское правительство как бы под тверждало положение Ф. Энгельса, выдвинутое осенью 1842 г., о том, что «абсолютная эмансипация церкви не может быть проведена без того, чтобы при этом не оказались по дорванными основные устои государства»2. Иначе говоря, компромисс между светскими и церковными феодалами в Пруссии в 40-е годы XIX в. не уничтожал, а только временно ослаблял и отодвигал на задний план противоречия между светской и церковной властью. А это, в конечном итоге, при ведет к новой вспышке религиозно-политической борьбы в Пруссии — Германии в 70-е годы XIX в. в виде т ак называе мого «культуркампфа», который, однако, возник в новой, более сложной исторической обстановке, чем кельнский религиозно политический конфликт 1837— 1840 гг. Кельнский религиозно-политический конфликт закончился своеобразной каноссой для прусского правительства, которое в страхе перед растущим революционно-демократическим движением народных масс пошло на соглашение с к а т о л ^ ческой церковью и на далеко идущие уступки последней bit общественно-политической жизни. Это давало полное основа ние К. Марксу в письме к Руге 9 июня 1842 г. подвести итог кельнскому религиозно-политическому конфликту 1837— 1840 гг. в следующем выражении: «Пруссия перед всем све том поцеловала у папы т уф лю » 3. Ф. Энгельс, незадолго до встречи с К. Марксом, осенью 1842 г., дает аналогичную, но более развернутую характерис тику исхода этого конфликта. «Курия не уступила,— пишет он.— и побитым, следовательно, оказалось государство. К этому сводится прославленное разрешение кельнской смуты, если говорить о ее подлинном содержании»4. Кельнский религиозно-политический конфликт длился три года (1837— 1840 гг.). В конечном "итоге он способствовал разжиганию религиозного фанатизма и усилению привержен ности к духовенству верующих католиков. Р а зж и г а я религи озные распри, правительство Пруссии и католическая церковь в конечном итоге отвлекали трудящихся от насущных задач классовой революционной борьбы. Таков объективный ре- 1 См.: I. к i s s 1i n g . Op. zit., В. 1, S. 210—211. 2 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Сочинения, т. 1, стр. 490. ^ Т а м ж е , т. 1, стр. 646; т. 27, стр. 364: Т а м ж е , т. 1, стр. 491. 11* 163
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=