УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. [ВЫП.1].1967

сильной вере при слабых познаниях; при замещении госу­ дарственных должностей отдается предпочтение верующим и т. д . 1. Карл Маркс, в свою очередь, характеризуя политическое положение в Пруссии в начале 40-х годов XIX в., отмечает в политике правительства Фридриха-Вильгельма IV «смеше­ ние политического и христианско-религиозного принципов...»2. Вот почему со времени вступления на престол Фридриха- Вильгельма IV в 1840 г. постепенно замирает кельнский ре­ лигиозно-политический конфликт. Фридрих-Вильгельм IV поручил прусским дипломатам всту­ пить - в переговоры с папою Римским с целью урегулирования конфликта между прусским правительством и католической ц ерков ью3. Арестованные архиепископы Дросте-Вишеринг и Мартин Дунин были освобождены. При этом Дунин был вос­ становлен в своей прежней должности архиепископа гнезно- познанского. Дросте-Вишеринг не возвращался больше в Кельн к исполнению своих архиепископских обязанностей; он последние годы своей жизни провел в Мюнстере вне руко­ водящих церковных постов. Однако Дросте-Вишеринг прини­ мал активное участие в церковно-политической борьбе 4 0 - х ^ годов XIX в. В частности, он в 1843 г. опубликовал большое сочинение4, в котором по-прежнему защищал теократические идеи о превосходстве церкви над государством. Однако дух компромисса между прусским правительством и католичес­ кой церковью, характерный для 40-х годов XIX в., о чем го­ ворит Ф. Энгельс5, коснулся и этого последнего сочинения Дросте-Вишеринга. В этом сочинении он выступает за необ­ ходимость тесного союза церкви и государства, т ак как и та и другая власть происходят от бога; они должны идти рука об руку и совместно действовать против общего врага. Стре­ мясь к одной цели, они должны действовать разными средст­ вами и методами: государство — мечом, а церковь должна влиять на дух и совесть. Исходя из этого, Дросте-Вишеринг доказывает необходимость передачи в руки церкви учебных 1 См.: К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Сочинения, т. 1, стр. 489. 2 Т а м ж е , стр. 12. 3 Т а м ж е , 12, 646. 4 См.: С. A. D r o s t e z u V i s c h e r i n g . Ueber den Frieden unter der Kirche und den Staaten. Munster, 1843. Книга написана в отличие от некоторых сочинений католических бого­ словов (например, Герреса) в очень популярной форме — в форме вопро­ сов и ответов. 5 См.: К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Сочинения, т. 1, стр. 490. 11 Зак аз 4895 161

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=