УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. [ВЫП.1].1967

во Фридриха-Вильгельма IV вынуждено было идти на союз со всеми силами феодальной реакции, в том числе и с като ­ лической церковью. В связи с этим невольно вспоминаются известные слова «Манифеста Коммунистической партии», в которых К. Маркс и Ф. Энгельс дали сжатую, но в то же вре­ мя исчерпывающую характеристику политического положе­ ния в Европе, в том числе и в Пруссии в 40-е годы XIX в.: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма. Все си­ лы старой Европы объединились для священной травли это­ го призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские»1. Именно прусско-немецкое полицейское государство, кон­ курировавшее в предшествующие десятилетия с католической церковью в борьбе за влияние на массы и соответственно за доходы, идет на компромисс с католическим духовенством во имя борьбы с демократической революцией. Объединение всех сил феодальной реакции в борьбе с демократией воз­ можно было только путем взаимных уступок различных фео­ дальных группировок, в частности светских и церковных фео­ далов. В результате этого создается общественно-политичес­ кий (в том числе религиозный) компромисс различных ф е о ­ дальных группировок в борьбе с демократической револю­ цией. Несмотря на все симпатии Фридриха-Вильгельма IV к католической церкви «возвращение к католицизму,— пишет Ф. Энгельс,— опять-таки невозможно; точно так же абсолют­ ная эмансипация церкви не может быть проведена без того, чтобы при этом не оказались подорванными основные устои государства; приходится поэтому прибегнуть здесь к системе компромисса»2. По мнению Ф. Энгельса, «Фридрих-Вильгельм IV стремит­ ся вновь внедрить христианство непосредственно в- государ­ ство, установить государственные законы по заповедям ' биб­ лейской мо р а ли » 3. Д ля этого при Фридрихе-Вильгельме IV в Пруссии проводятся с помощью государственного аппарата такие мероприятия, как, например, усиление полицейского надзора за посещением храмов населением, особенно госу­ дарственными служащими; строгое соблюдение воскресного дня как религиозного праздника; чистка учебных заведений, прежде всего богословских факультетов, от свободомысля­ щих; на экзаменах по богословию оказывается предпочтение 1 К. М а р к с и ф . Э н г е л ь с . Сочинения, т. 4, стр. 423. 2 Т а м ж е, т. 1, стр. 490. 3 Т а м ж е , стр, 489. 160

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=