УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. [ВЫП.1].1967
во Фридриха-Вильгельма IV вынуждено было идти на союз со всеми силами феодальной реакции, в том числе и с като лической церковью. В связи с этим невольно вспоминаются известные слова «Манифеста Коммунистической партии», в которых К. Маркс и Ф. Энгельс дали сжатую, но в то же вре мя исчерпывающую характеристику политического положе ния в Европе, в том числе и в Пруссии в 40-е годы XIX в.: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма. Все си лы старой Европы объединились для священной травли это го призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские»1. Именно прусско-немецкое полицейское государство, кон курировавшее в предшествующие десятилетия с католической церковью в борьбе за влияние на массы и соответственно за доходы, идет на компромисс с католическим духовенством во имя борьбы с демократической революцией. Объединение всех сил феодальной реакции в борьбе с демократией воз можно было только путем взаимных уступок различных фео дальных группировок, в частности светских и церковных фео далов. В результате этого создается общественно-политичес кий (в том числе религиозный) компромисс различных ф е о дальных группировок в борьбе с демократической револю цией. Несмотря на все симпатии Фридриха-Вильгельма IV к католической церкви «возвращение к католицизму,— пишет Ф. Энгельс,— опять-таки невозможно; точно так же абсолют ная эмансипация церкви не может быть проведена без того, чтобы при этом не оказались подорванными основные устои государства; приходится поэтому прибегнуть здесь к системе компромисса»2. По мнению Ф. Энгельса, «Фридрих-Вильгельм IV стремит ся вновь внедрить христианство непосредственно в- государ ство, установить государственные законы по заповедям ' биб лейской мо р а ли » 3. Д ля этого при Фридрихе-Вильгельме IV в Пруссии проводятся с помощью государственного аппарата такие мероприятия, как, например, усиление полицейского надзора за посещением храмов населением, особенно госу дарственными служащими; строгое соблюдение воскресного дня как религиозного праздника; чистка учебных заведений, прежде всего богословских факультетов, от свободомысля щих; на экзаменах по богословию оказывается предпочтение 1 К. М а р к с и ф . Э н г е л ь с . Сочинения, т. 4, стр. 423. 2 Т а м ж е, т. 1, стр. 490. 3 Т а м ж е , стр, 489. 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=