УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. [ВЫП.1].1967

был осужден и заключен в крепость, откуда он бежал снача­ ла в Страсбург, а потом в Швейцарию. Католическая церковь была не только серьезным препят­ ствием на пути воссоединения Германии во главе с Пруссией. Больше того, в головах прусских правителей были серьезные опасения за судьбу католических Рейнской и Вестфальской провинций, особенно после того, как католическая Бельгия отделилась от Нидерландов. Автор анонимной брошюры, вышедшей в 1837 г. в Лейп ­ циге под названием «Кельнский архиепископ Клеменс Август - Дросте-Вишеринг, его принципы и оппозиция», критикует ан- типрусские тенденции католических памфлетов. Одновременно с этим он утверждает, что отделению Бельгии от Нидерландов предшествовали католические памфлеты ‘. Эту же мысль бо­ лее развернуто повторяет другой анонимный автор в книге, изданной в 1838 г. в Карлсруэ. При этом автор приписывает антипрусские сепаратистские тенденции мюнстерскому, т. е. вестфальскому католическому духовенству, из среды которого вышел кельнский архиепископ Дросте-Вишеринг, с именем которого связан кельнский религиозно-политический конф­ ликт 1837— 1840 гг. 2. Однако у феодально-абсолютистской Пруссии были не только серьезные разногласия с руководителями католичес­ кой церкви, но и общие интересы в борьбе с демократически­ ми народными движениями. В борьбе с демократической ре­ волюцией прусское правительство стремится к объединению всех сил феодальной реакции. Католическая церковь была важным оплотом феодализма. Видные католические публи­ цисты Германии первой половины XIX в. Геррес и др. реши­ тельно осуждали идеи французской буржуазной революции. В частности, И. Геррес в книге «Германия и революция» рас­ сматривает идеи революции как своеобразную болезнь об ­ щества, которая имеет тенденцию с каждым поколением уси­ ливаться. Спасение от этой «болезни», т. е. революции, Гер­ рес видит в религии и церкви. А дореволюционные и револю­ ционные заблуждения, по его мнению, будут преодолены в 1 См.: «Der Erbischof von Koln Glemens August Freiherr von Droste zu Vischering, seine Prinzipen und Opposition. Nach und mit authentichen Achtenctucken und schriftlihen Belagen dargestellt». Leipzig, 1838, S. 8 . 2 Cm.: «Der Erzbischof von Koln in Opposition mit dem preussischen Staatsoberhaupte, oder neustes Beispiel der offenen Auflehnung und starren Reaktion wider die Kirchenhoheit der Staatsregirung». Karlsruhe, 1838. S. 16—17. 141

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=