УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ КПСС. ВЫП.1. 1969 г

тительные учреждения, библиотеки, школы, клубы, которые оказывали помощь в работе деревенским клубам и избам-чи­ тальням С помощью шефов при избах-читальнях была на­ лажена работа школ по ликвидации неграмотности, драмати­ ческих, сельскохозяйственных кружков, периодически чита­ лись лекции на атеистические темы, вызывавшие большой ин­ терес крестьян1 2. Оказывая значительную помощь деревне в ее культурном развитии, укрепляя политические связи рабочего класса с крестьянством, шефские ячейки привлекали к работе самих крестьян, создавая беспартийный крестьянский актив, тесно связанный с крестьянскими массами и находящийся под не­ посредственным руководством рабочего класса. Культурно-просветительная деятельность — основное на­ правление в работе шефских городских организаций. Повыше­ ние культурного уровня крестьянских масс являлось вместе с тем важнейшим условием успешного восстановления сель­ ского хозяйства и его дальнейшего социалистического преоб­ разования. Помимо культурно-просветительной работы шефы развили широкую организационно-хозяйственную деятельность, кото­ рая выражалась в создании и укреплении кооперации, в ре­ монте сельскохозяйственного инвентаря, организации показа­ тельных участков, в помощи крестьянам в землеустроитель­ ных работах и переходе на многополье3. Шефы, естествен­ но, не могли вкладывать крупные суммы денег в развитие крестьянского хозяйства. Их задача состояла в том, чтобы вызвать интерес у крестьян к такого рода мероприятиям, ко­ торые поднимают хозяйственный уровень деревни, укрепляют кооперативные организации. Тульский губком РКП (б) неод­ нократно в своих решениях рекомендовал шефским организа­ циям материальную помощь направлять исключительно на постановку работы культурно-просветительных учреждений деревни, привлекая вместе с тем средства самого крестьян­ ства. Значительное одобрение крестьянства вызывала юридиче­ ская помощь, оказываемая шефами. Например, шефы патрон­ ного завода добились удовлетворения требования крестьян о передаче им части лугов и открытия школы в бывшем поме­ 62 1 ТОПА, оп. 7, д. 8, л. 1(3 об. 2 Т а м ж е, оп. 8, д. 265, лл. 2,63. 3 Т а м ж е, л. 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=